Открой мир

Весьма плодотворным и значимым был минувший год для автономной некоммерческой организации «Центр социальной и правовой помощи детям «Старт в будущее».

Он сумел выиграть два президентских гранта на реализацию важных социальных проектов. Один из них — «Швейная мастерская для выпускниц детских домов и школ-интернатов» (о нем подробно рассказывала наша газета) — уже успешно осуществляется. Другой проект — «Школа социального волонтерства «Открой мир» — стартовал в февральские дни.

Что это за проект, каковы его задачи, на кого он рассчитан — об этом и многом другом мы беседуем с исполнительным директором АНО «Старт в будущее» Ириной ИВКИНОЙ.

— Ирина Викторовна, как бы вы сформулировали основную цель проекта, что она предусматривает?

— Проект нацелен на создание системы социального наставничества, добровольной помощи в Калужской области, которая позволяла бы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, получить поддержку в решении сложных жизненных ситуаций, развивать самостоятельность, приобретать необходимые социальные компетенции для дальнейшей жизни.

Такое направление волонтерской деятельности, как социальное наставничество, в последние годы стало активно развиваться. Актуальность его объясняется большим количеством людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи и поддержке.

— Детям-сиротам помощь необходима в первую очередь.

— Конечно. Им тяжело общаться с людьми вне детского дома, заводить друзей, они ощущают себя одинокими, самостоятельно не могут преодолевать трудности. Они крайне нуждаются в помощи со стороны. Им нужен человек, который мотивировал бы их к преодолению жизненных трудностей, подсказывал в нужный момент, что и как делать. Не секрет ведь, что детдомовцы нередко становятся жертвами мошенников и криминальных структур. Зачастую им не удается найти друзей, обзавестись семьей. Иные от одиночества и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, становятся на путь противоправных действий.

— У большинства из нас были в жизни когда-либо значимые люди: родственники, тренеры, руководители секций или кружков, которые повлияли на наш выбор ценностей, жизненных принципов.

— В том-то и дело. А у воспитанников детских домов, интернатов шанс обрести настоящего друга, который их поддержит и подскажет в трудную минуту, очень мал. Чтобы показать ребенку жизнь за пределами детского дома, наш центр и запустил проект «Школа социального наставничества «Открой мир», который должен объединить неравнодушных людей.

Задача наставника — не делать все за воспитанника детского дома или выпускника, а осознанно поднимать его мотивацию, научить навыкам рефлексии, умению договариваться, выстраивать отношения, делать выбор на положительных примерах.

— Но ваш центр, насколько мне известно, уже реализует подобный проект?

— Он называется «Наставники: не рядом, а вместе». Данный проект краткосрочного наставничества, он рассчитан на пятнадцать выпускников детских домов. Теперь же речь идет о более масштабном, долгосрочном наставничестве.

В перспективе планируются передача положительного опыта ранее созданных пар (наставник — подопечный) в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание методики развития социального наставничества и применение ее на практике, а также создание школы «Семья выходного дня» с целью получения ребенком опыта другой жизни, по ту сторону стен учреждений.

— Ирина Викторовна, что сегодня представляет собой наставник?

— Это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести необходимый опыт для преодоления трудных жизненных ситуаций, в которых он оказался.

Для того чтобы наставническая деятельность была эффективной и давала результаты, она должна быть организована. То есть должна быть система, в рамках которой и с помощью которой волонтеры — социальные наставники — получат возможность без помех и приемлемо для всех взаимодействующих сторон (организация — волонтер — подопечный) эффективно выполнять свою работу.

Школа социального волонтерства «Открой мир» знакомит будущих наставников с психологическими и эмоциональными особенностями детей — сирот в учреждениях, дает возможность заранее подготовиться к различным непростым ситуациям, с которыми может столкнуться наставник.

В ходе обучения формулируются также цели и задачи работы наставника, его обязанности и границы его возможностей. Команда оставляет за собой право отбора волонтеров для участия в проекте на этапе обучения. Минимальный срок обязательств наставников составляет два года. В течение этого времени они обязаны посещать обучающие семинары не реже одного раза в два месяца. Встреча пар наставник — подопечный происходит раз в неделю.

— По окончании учебы наставники получат какой-либо документ?

— Безусловно. Это будет сертификат «Осознанный волонтер», который подтвердит уровень полученных участниками проекта навыков, повысит их самооценку и подчеркнет значимость затраченных в ходе обучения усилий.

— Какое количество обучающихся планируется в школе «Открой мир»?

— Как минимум пятьдесят человек. Сегодня продолжается большая работа по привлечению неравнодушных людей к участию в проекте. А до того мы провели серьезную работу с ребятами из детских домов. На данный момент у нас в области существуют два детских дома и два интернатных учреждения. В прошлом году из них выпустились сорок два человека, годом раньше — пятьдесят два. Итоги проведенной нами работы с воспитанниками детских домов свидетельствуют о том, что практически все они хотят иметь взрослого друга, наставника, товарища за пределами стен детского дома.

Так что если вы человек неравнодушный, коммуникабельный и у вас есть искреннее желание помочь детям-сиротам преодолеть трудности, чувство одиночества, милости просим на обучение в первую школу «Открой мир».