«Пора делать уроки!»

Для любого школьника эта фраза — словно гиря, которую вешают ему на шею родители. Для легковозбудимого, супер-активного ребенка начало этой процедуры сопряжено с ежедневной пыткой. Как помочь ему и себе научиться делать домашнее задание без боя?

У активных детей существуют трудности при концентрации внимания. А если они перевозбуждены, расстроены или устали, то делать с ними домашнее задание вдвойне сложно.

Если ребенку поставлен диагноз «гиперактивный» даже в легкой форме, ему, в принципе, трудно организовывать свою деятельность, он не может долго удерживать внимание на выполнении нужных учебных действий.

В таких случаях от взрослых обязательно потребуется помощь в организации процесса выполнения домашней работы. Прежде всего, ребенку необходимо абсолютно тихое и спокойное рабочее место, с минимумом отвлекающих факторов. Это не те дети, которые могут делать уроки на кухне, пока мама готовит ужин, или в гостиной, где младшая сестренка смотрит мультики по телевизору.

Лучше всего, когда активные дети израсходуют часть своей кипучей энергии в спортзале или на прогулке. Тогда их проще будет усадить на рабочий стол.

И даже после хорошей тренировки гиперактивному трудно спокойно сидеть на одном месте. Это закономерная особенность их состояния. Более того — движение помогает им сосредоточиться. Поэтому вариант крутящегося стула иногда может серьезно помочь в решении имеющихся проблем.

Учитывайте, что дети-непоседы не могут долго удерживать внимание. Примерно оцените период времени, в течение которого ребенок может более-менее продуктивно работать. И делите выполнение заданий на такие небольшие кусочки. Необязательно делать большие перерывы, часто бывает достаточно дать ребенку дольку яблока или предложить ему попрыгать несколько раз, чтобы он слегка передохнул и вернулся к выполнению заданий.

Дочка одной моей знакомой придумала свой способ расслабиться при выполнении «Д.З.». Сделав один урок, она бежит в другую комнату и стучит теннисным мячиком об стену. Несколько минут отдыха — и вновь за тетрадки.

Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

Нужно постараться установить для активного отпрыска четкую систему. Относительно уроков это может выглядеть следующим образом. Пусть составляет список того, что и в каком порядке нужно сделать. Сначала сложные предметы, а затем легкие, письменные прежде устных или так, как сам захочет. Главное — повторяемость одних и тех же действий. В списке можно отмечать галочками сделанное. Заведите красивую папку с надписью «сделано» и складывайте туда «готовые» тетрадки.

Есть один психологический прием, который может оказать огромную помощь при выполнении нудных, неинтересных уроков, к которым дети не хотят приступать. Скажите ребенку, что это домашнее задание он может выполнять в течение всего десяти минут. На самом деле такое вряд ли возможно. Через десять минут ребенок уже решает сам, будет ли он продолжать заниматься или остановится на достигнутом. Как правило, дети доделывают задание до конца — раз уж начали! Этот метод работает не только с уроками.

Для непоседы, у которого основные интересы лежат за пределами школьных уроков, главное — почувствовать, что конец его мучений близок. Приемы, перечисленные выше, помогут ему увидеть свет в конце тоннеля.