Серьёзный разговор

Профилактические осмотры детей Калужской области выявили самые распространенные отклонения в их здоровье.

Это расстройства зрения, нарушения костно-мышечной системы, болезни системы кровообращения, что отражает ситуацию и по России в целом. Обычно к этому перечню добавляются нарушения в работе сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания и психической сферы. По сравнению с периодом даже 20 — 30-летней давности состояние здоровья сегодняшних детей заметно ухудшилось.

В связи с этим Правительством РФ утверждена Концепция развития ранней помощи до 2020 года. Она предусматривает обязательное раннее выявление отклонений в развитии детей и на основании этого предоставление семьям медицинских, образовательных и социальных услуг. Концепция впервые определяет целевую группу, специалистов, которые будут с ней работать, разъясняет, каким образом в эту систему будут включены родители.

Сейчас многие медицинские организации области, учреждений образования и социальной защиты, службы опеки и попечительства ведут работу в этом плане. На базе центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия» г. Калуги много лет работает психолого-медико-психологическая комиссия, цель которой — раннее выявление детей с особенностями развития. Член комиссии, учитель-логопед Любовь КАНАЕВА сегодня наш собеседник.

— Хочу обратить внимание родителей на речевое развитие детей, так как по его особенностям можно определить ряд проблем в общем развитии ребенка и многие из них предотвратить на самом раннем этапе. Первые слова малыша — важнейший этап жизни, от которого будет зависеть дальнейшее его развитие. По мере овладения речью формируются психика, мышление, познавательные процессы, общие и специфические особенности.

Вначале ребенок говорит неправильно. Это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но когда плохо говорит школьник — это уже серьезный повод для беспокойства. Такие дети обычно стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи — дисграфии. Таким детям нужна срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма — вторичные аффективные наслоения, следует искать первопричину.

— Где ее корни?

— Это могут быть болезнь матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после болезни ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей — алкоголь, наркотики. Бывает, что у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После недолгого общения с ним выясняется, что главная причина — недоразвитие моторики. Попросите ребенка собрать рассыпанные на столе спички. Потом нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. Если он не может собрать спички двумя пальчиками, а вместо ниточек получаются ломаные зигзаги — это говорит о нарушении моторики.

— Следовательно, необходимо совершенствовать движения ребенка?

— Совершенно верно. Устная, письменная речь и движения (особенно мелкая моторика) тесно связаны между собой. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают обувь, держат ложку, умеют ли рисовать, лепить, работать ножницами, насколько вообще скоординированы их движения. Для развития мелкой моторики наряду со специальными упражнениями важны простая работа по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Внимательно следите за ходом речевого развития малыша. С момента его рождения все свои действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, например, приговаривайте ласково: «Водичка, водичка, умой наше личико».

Разговаривайте с малышом, не сюсюкая, не искажая слова. Обращенная к нему неправильная речь вредна. Он выхватывает куски, чаще всего лишь окончания слов. И если ребенок надолго остается на стадии исключительно детских слов, то впоследствии в его речи могут быть нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка. Сначала неправильно воспринял, затем так же неправильно сказал и, наконец, привык, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы наблюдаем аграмматизм у школьника — как слышится, так и пишется. То есть неграмотно.

— А если ребенок рано начинает разговаривать, быстро овладевает речевыми навыками, стоит ли родителям форсировать процесс?

— Стремительность — очень важный момент. Это вариант нарушения нормального развития речи. Он таит опасность возникновения невроза.

Если ребенок, едва перешагнувший годовалый рубеж, начинает вдруг говорить почти развернутыми предложениями, используя сложные, совсем недетские слова, родители, конечно, радуются его успехам. С ним постоянно разговаривают, учат, ему много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т. д. Но на приеме у педиатра или невропатолога выясняется, что малыш плохо спит, плачет во сне, становится капризным, вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система не справляется с потоком информации.

Чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.