Живописный дневник года

Реалистичные и фантастические заметки о прошедших двенадцати месяцах представили калужские художники в своем выставочном зале.

Живопись, графика, скульптура, произведения декоративноприкладного искусства несут впечатления о четырех сезонах, встречах с людьми и «братьями нашими меньшими».

От теснящихся на стенах работ глаза разбегаются, каждая несет свое представление о мире. Даже самые яркие живописные полотна подчинены дисциплине цвета. Цвет на холсте — отнюдь не знакомая нам в быту окрашенность предметов. Картина — это единство и борьба противоположностей тепла и холода, как на восточном символе стихий инь и ян. Художник может использовать как будто бы несколько иные краски, не совсем соответствующие натуральной окраске предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом, как в натуре. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.

Известный пейзажист Николай Крымов однажды, показывая ученикам свою картину, сказал: «Посмотрите, как написана зеленая лужайка: киноварь и охра, и сиреневое, и коричневое, и голубое»… А о зеленой краске даже не упомянул!

В экспозиции множество примеров такого же тонкого учета восприятия цвета, эквилибристики тонов. Вот очередная маленькая вселенная Юрия Шерова. «Теплый вечер» начала сентября выманил жителей маленького городка, котов, птиц в путь по насущным делам.

«Дед, отец и я» на фоне иконы Вседержителя кисти Алексея Голубева — изображение не только истории семьи, но и пути России в XX веке.

«Морозный день в Малоярославце» Владимир Елецкий написал, как четверостишие о спящей в хрустале царевне. Татьяна Духанова собрала все атрибуты рукодельного женского уюта на холсте «В гостях у бабушки».

Скорей бы наступил июнь, да такой же, как на полотне Любови Базановой: с влажным лугом, охапкой колокольчиков и стадом сытых коров! Вера Москалева соткала гобелен «Белое море» с грозными ледяными валами.

Листы Валентина Денискина — отрада для краеведов. Он не только подробно изобразил, но и описал словами «Усадьбы земли калужской».

Работы в выставочном зале — на любой вкус, поэтому даже в будни ручеек зрителей не иссякает. Присоединяйтесь к путешествию по живописным заметкам о прошедшем годе!

Фото автора.