Королевство кукол в Доме Шамиля

Второй раз Калужский объединенный музей-заповедник представил выставку кукол из коллекции Марины Политовой. До 4 февраля в Доме Шамиля забавные и трогательные персонажи проводят вас в мир детства.

Здесь же представлены книги, рассказывающие о том, что кукла — не только развлечение. Появились они в истории как изображения божеств, предметы культа, кумиры.

Человеческое сознание склонно обобщать явления, выявлять в них главное. В результате этого процесса появились символы и их объемные изображения. Древние хранители очага, глиняные фигурки терафимов, упомянутые еще в Книге бытия, и голыш, которого баюкает крошка, — прямые «родственники».

Коллекционер Маргарита Политова говорит о своих экспонатах «кто», а не «что», так как «человеку увлеченному свойственно очеловечивание предмета своего увлечения». В экспозиции представлены обрядовые куклы, детские игрушки, интерьерные куклы.

И некоторые из них сами кажутся посетителями музея. Вот в Дом Шамиля вошло семейство и остановилось перед композицией Елены Карякиной «Семья Генриха». Кто из них зритель, а кто объект? Немало взрослых людей с опаской относятся к куклам, словно к конкурентам за жизненное пространство.

Действительно, домочадцы Генриха щегольски одеты и держатся с достоинством, хоть и сделаны они из отживших свой век чулок. Эту семью создала владелица кукол. Сначала она купила даму, Жизельку, с печальными глазами. После собственной свадьбы коллекционер захотела подарить ей супружеское счастье. Автор Елена Карякина нафантазировала историю знакомства в Карловых Варах. Так появился усатый муж, а затем дочь Жозефина и годовалый сынишка. Эти ростовые интерьерные куклы — забава для богатых взрослых.

В нескольких витринах представлен насущный хлеб детства — игрушки. Куклы, произведенные в СССР и ГДР в шестидесятых — восьмидесятых годах XX века, были эстетичны, прочны, экологически безопасны. На них не писали загадочные слова: «Продукт не подлежит обязательной сертификации». Почему не подлежит, если малыш непременно потащит игрушку в рот?

Персонажи в национальных костюмах, герои сказок, куклы, которых можно мыть, делать им прически, шить платьица, — целый девчачий мир! Рядом — игрушечный видеотелефон, лейка, мебель — предметы для освоения реальной жизни.

Плакаты той эпохи показывают играющих детей. Под портретом погибшего отца-моряка на коленях воспитательницы сидит карапуз с игрушечным военным кораблем. Надпись гласит: «Вся страна заботится о тебе. Своей заботой советский народ не оставит солдатских сирот».

Отличительной особенностью игрушек той поры были не только яркость и разнообразие, но и дешевизна, они должны были быть доступны семьям любого достатка. Полиграфическая редкость — плакат шестидесятых годов, пропагандирующий двухполозные коньки для дошкольников с раздвижным каблучком.

Полная противоположность детским куклам, плодам демократического подхода, — экспонат «Изабель». Эта фарфоровая дива в мехах и розовом жемчуге создана Викторией Цейтельман по образцам журналов мод «позолоченного века».

Еще гламурнее выглядит венецианский пупсик «Арлекин» в парче и золотых кружевах. Целая витрина кукол-невест соседствует с томной вдовушкой в соблазнительном прозрачном трауре. Рядом, вероятно, тот же персонаж через 30 лет — «Модная бабушка читает книгу». К шиньону приколота лилия, под халатом — кружевная ночная рубашка.

Она соседствует с состарившейся супружеской парой. Не беда, что волосы седые, а вязаная кофта растянута, их морщинки лучатся счастьем! Китайская девочка в платье, расшитом древовидными пионами, подобна цветку со своим традиционным макияжем и сложной прической.

Автор интерьерной куклы «С легким паром» Софья Зарайская попыталась создать социальный типаж любителя бани, воблы и пива. Лариса Гуцева сделала «куклу в квадрате» — актера с марионетками. «Медведь Екатерина Великая» Татьяны Садовской — ироничная реплика на возникшую в некоторых умах монархоманию.

Белая «Модная крольчиха» Марины Мамоновой облачена в пальто из ажурного войлока — ангорка в ангорке!

Не обойдены вниманием в экспозиции и изделия народных промыслов. Семейство из двадцати матрешек — свидетельство умения резчика, выточившего тонкостенных красавиц. Полногрудая кукла-крупеничка, набитая зерном, — символ хорошего урожая, достатка. Рядом, на одной палочке, умело сделанные несколькими узелками из лоскутков парень с красной девицей. Сколько фантазии и как мало затрат!

Конвейерные Барби и Кен в джинсах и коже соседствует со сложной театральной механической куклой, произведенной во Франции больше полувека назад.

Экспозицию удачно дополняют фотографии девочек с игрушками, свидетели игр всего прошлого века.

Куда уходит детство? С ним можно встретиться в кукольном королевстве Дома Шамиля.

Фото автора.