Щелчком по носу

Если ребенок испытывает обостренную потребность быть в центре внимания, постоянно перетягивает одеяло на себя, в других детях чаще всего видит только недостатки — скорее всего, он относится к демонстративному типу поведения.

Такие дети не терпят, если внимание с их персоны переключается на других. К примеру, приходят гости на день рождения и через какое-то время начинают играть не с именинником, а друг с другом. Реакция демонстративного ребенка — истерика, обида. Доходит до того, что приглашенных в сердцах выгоняют, потому что не оправдали ожидания, не оказали должного восхищения и почтения.

Часто эти дети умны не по годам, отлично учатся и думают, что одноклассники не любят их, потому что завидуют.

Родители нередко поддерживают стремление этого ребенка первенствовать. Еще бы! Сейчас в моде успешность, миром правят честолюбивые и уверенные в себе люди. Кто не хочет, чтобы и его чадо стало таким же?..

Но не учитывается, что противопоставление себя другим и болезненная потребность в самоутверждении не обеспечит вашему ребенку эмоциональный комфорт, оставит его в меньшинстве, если не в одиночестве. В конечном итоге зазнайка станет бояться оказаться хуже других — получить низкую отметку, остаться без внимания, без поощрения, и скатится до неуверенности в себе, невроза.

Поэтому таких демонстративных детей нужно время от времени осаживать. Если требуют восхищения собой, говорите о том, что взрослые люди не любят тех, кто выставляется.

Как можно раньше пресекайте у таких детей стремление всегда и во всем обвинять других — и как можно жестче!

С раннего возраста зазнайку целенаправленно приучают к труду. К шести — семи годам он должен мыть за собой посуду, чистить одежду, убирать игрушки, наводить порядок на рабочем столе. Чуть позже постепенно можно научить гладить белье, вытирать пыль и мыть пол. Эти дети часто считают, что «не их это барское дело». В ответ на крик выдержите 10 — 15 минут и напомните о работе.

Но действовать нужно не только кнутом, но и пряником. Давайте ему чувствовать свою любовь, и тогда не понадобятся постоянные поощрения и сравнения с другими. Он должен понять, что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне, у них свои интересы, желания и проблемы.

Одна из психологических игр, которые развивают в детях чувство эмпатии, заключается в следующем. Взрослый достает волшебные очки и просит присутствующих увидеть в другом человеке только положительные качества.

Поначалу зазнайке очень сложно назвать хотя бы одно достоинство соседа. Как говорится, труден первый шаг. И лишь постепенно, преодолевая себя и вглядываясь в окружающих, он начинает видеть, что его сверстники разные и — хорошие.

Все окончательно изменится с появлением первого лучшего друга. Тогда, глядя на подобревшего отпрыска, родители смогут вздохнуть с облегчением: все трудности «перехода» были не зря.