Лёгкою птицею, конь мой, лети

Коню — воину, пахарю, скакуну посвящена энциклопедически полная экспозиция в Палатах Коробовых. Калужский объединенный музей-заповедник вынул из запасников все, что прямо или косвенно касается этого первого помощника человека.

По данным науки, одомашнены дикие лошади были на Днепре. Там, у деревеньки Диреевки, найдено наибольшее число останков этих животных с характерными повреждениями на зубах, которые оставила узда. Другой центр одомашнивания расположен на севере Казахстана, поэтому не диво, что Россия дала миру породы редкостной красоты и резвости.

Лошадь как помощник пахаря, без которого невозможно выращивание хлеба, и сама олицетворяла жито. Во всех странах, где основа питания — злаки, лошадь символизировала и первый, и последний сноп. Первый сноп, так называемую конскую крестовину, в Германии клали на поперечину из вечного самшита, на нее ступал самый молодой конь в усадьбе. Вокруг последних колосьев водили хоровод, восклицая: «Глядите-ка, лошадиные станки!»

Погоняли коней, увы, нагайками и плетками, представленными в экспозиции. Казак должен в походе все иметь с собой, и кожаные футляры для чаш приторачивали к седлу.

В раскопках у города Серенска ученые нашли наконечник арбалетной стрелы, колокольчик XII века, принадлежности снаряжения конника. Изысканная скульптура «Лошадь» была подарена Калуге в честь ее 600-летия кировскими чугунолитейщиками в 1971 году.

Какую-то калужскую печь украшала узорная дверца с изображением римской колесницы. Полный набор элементов конского снаряжения дополнен исчерпывающими пояснениями. После посещения выставки вы не спутаете тренчик с подпругой. А при чтении исторических романов это важно, ведь рыцарь, шевалье — это всадник.

Лошадь была одной из основ обороноспособности государства. Поэтому в XI веке Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось за убийство чужой лошади заплатить в казну 12 гривен и одну гривну — пострадавшему. По тому же кодексу за убийство свободного крестьянина платили всего три гривны…

В 1511 году царь Федор Иоаннович основал Конюшенный приказ. На должность конюшенного был назначен Борис Годунов, в его хозяйстве было 50 000 лошадей.

В 1733 году в России насчитывалось 19 конных заводов, а через шесть лет — уже 29. Поэтому российская армия была обеспечена отличными боевыми скакунами и сумными (грузовыми) лошадьми к череде наполеоновских войн.

В марте 1812 года дворянство Калужской губернии поставило в армию 710 лошадей, фураж, телеги. Этот груз, конечно, лег на плечи крепостных крестьян.

Дороги всегда были и остаются второй бедой нашего Отечества. Однако даже по ним путешествовали, не без риска для жизни и здоровья. Ямская служба была спасением для тех, кто не имел своих лошадей и экипажей. Ямы располагались на расстоянии 20 — 30 верст друг от друга, которое можно было проехать за день.

Ямщики селились близ ям слободами. Каждый имел по три-четыре лошади, телегу, сани, седла, сбрую. Получал этот «таксист» по 20 — 25 в рублей в год и отдельно — за прогоны. В середине XVIII века в России было 45 000 ямщиков. О том, как много они значили в обществе, можно судить по обилию посвященных им песен и романсов.

Много экспонатов с видами повозок: телеги, кареты, брички, дровни, пролетки, тарантасы, линейки, шарабаны.

Легендой стали именно тройки, в которых коренная лошадь идет рысью, а пристяжные — галопом. Они развивали скорость до 50 километров в час! Появилась птица-тройка в конце XVIII века вместе с дорогами, по которым можно было на них ездить.

Все это хозяйство не обходилось без каретных сараев и конюшен. Были они и в усадьбе Коробова, а каретный сарай усадьбы Золотаревых и сегодня — украшение этого ансамбля.

Часто пишется о посещении Екатериной II Калуги в 1775 году. Представьте, в царскрм «поезде» было 300 подвод! Не всем Романовым повезло на наших дорогах. Константина Константиновича в 1887 году, по пути в Оптину Пустынь, на ветхом мосту постигла авария. Прыткий великий князь успел выскочить на мостки, а лошадь, кучер и коляска свалились в реку, к счастью, неглубокую.

Изображения лошади издревле использовались в украшении предметов быта. В экспозиции есть и ковши с ручкой в виде коня, и расшитые коньками полотенца, и даже гарнитур из кресел в виде дуг и хомутов! Воинов изображали непременно на коне, будь то Наполеон или красный командир Щорс, на чашках да шкатулках.

Отдельный срез выставки — фотографии. Посетители узнают, как выглядели калужский ипподром, Сенной и Трубный рынки, пожарная часть, племенные колхозные рысаки.

Отдельные экспонаты можно не только трогать, но и использовать по назначению. Например, легких, прочных, дешевых и красивых коньков-качалок делала калужская фабрика «Аккорд».

«Тише едешь — дальше будешь» — так названа выставка. В сопровождении «подкованного» экскурсовода Татьяны Фомичовой, не торопясь, пройдите от одного свидетеля прошлого к другому.

Фото автора.