Программу «Библия в красках и звуках» представил в Калужском музее изобразительных искусств заслуженный артист России Александр Майкапар. Клавирист-универсал уже не в первый раз показывал свое искусство в нашем городе. Сочинения для органа звучали в зале, где гостят полотна Исаака Левитана из собрания Государственного Эрмитажа.
Рядом с шедеврами состоялась наша беседа с музыкантом, музыковедом, искусствоведом, писателем, переводчиком, доцентом Академии музыки имени Гнесиных, отпрыском прославленной музыкальной династии. Гость — автор уникальных по полноте записей произведений Иоганна Себастьяна Баха, организатор международных фестивалей, в том числе в Оружейной палате Московского Кремля, он концертировал в лучших залах Европы.
— Александр Евгеньевич, вы рассказываете о шедеврах и их создателях на фоне полотен Левитана. В связи с этим хочется вспомнить один калужский эпизод его биографии. Он гостил с Ликой Мизиновой у Чехова в Богимове. Эти небожители собирали щавель для щей на заливном лугу. Время от времени мужчины кричали: «Счет!», и прибегала Мисюсь с корзинкой. Как согласуется такая обыденность и творчество?
— Отвечу издалека. 19 ноября в Академии музыки состоится конференция, где я выступлю с презентацией своего автобиографического романа «48 042 000». Угадайте, что это? Некоторые говорят — гонорар.
— Вряд ли, к сожалению…
— Это количество минут, которые отведены человеку в случае проживания на земле 80 лет. Я пренебрег при вычислении несколькими десятками дней високосных лет. Может быть, напрасно, ведь за это время Бальзак написал бы очередной роман из цикла «Человеческая комедия». Как совместить это и щавель? Нельзя ни одной минуты проживать бессмысленно.
— Люди себя так жалеют, все хотят отдохнуть, даже читают не книги, а журналы, что полегче…
— Об этом есть анекдот: «Как вы расслабляетесь?» «А я и не напрягаюсь особенно!»
— Сочетаются ли в одной личности гений и злодейство?
— «Ах, две души живут в груди одной моей», — это слова Фауста у Гете. Искусство высоко, а Караваджо…
— …Убийца.
— Да, во-первых, и то же самое — в его творчестве. Я буду демонстрировать картину «Воскрешение Лазаря». Будучи приверженцем достоверности, он приказал эксгумировать недавно умершего человека, чтобы писать с него Лазаря. Натурщики воспротивились, не хотели держать в руках разлагающиеся останки. Караваджо заставил их позировать, угрожая ножом.
— А между понятиями культуры и доброты можно поставить знак равенства?
— Скорее, да, чем между искусством и добротой. Для самоутверждения творец пренебрежет чем угодно.
— Почему же с античности считалось, что искусство смягчает нравы?
— Ничто невозможно утверждать однозначно. В равной степени можно доказать, что искусство и облагораживает, и развращает.
— Вы согласны с утверждением: культура — это искусство прижимать локти, не сделать другому больно.
— С этим я соглашусь. Люди, играющие, слушающие, переживающие музыку, сделаны из другого теста, чем не слушающие. Неотесанность видна за далекую версту. Даже обойти на тротуаре такого человека затруднительно, не поймешь, в каком направлении он двигается. Музыка дает гибкость, скоординированность движений души, сердца, ума и тела. Музыке нужно учить детей, чтобы они соображали.
— Ваш дед, Самуил Моисеевич, сделал уникальный по значимости вклад в музыкальном образовании, его упражнения — классика.
— В этом году широко отмечается 150-летие со дня его рождения. Я только что вернулся из Перми с фестиваля, посвященного этой дате, и скоро поеду в Калининград по той же причине.
— Именно он — а не Моцарт, не Чайковский — самый исполняемый композитор в мире…
— …Да, наберите в интернете «Майкапар» и увидите миллион детей, играющих его пьесы.
— Вы общались с большинством крупных деятелей культуры ушедшего века. Кто вас особенно поразил?
— В моем автобиографическом романе пройдет целая галерея таких людей. Но выделялся Твардовский. Моя мать работала в редакции журнала «Новый мир». Возникла проблема приобретения рояля, который стоил огромные деньги. До Твардовского дошел этот слух, и он предложил матери необходимую сумму. Само собой разумелось, что в долг. Но когда мы собрали сумму, чтобы вернуть, Твардовский категорически отказался взять деньги. Каждый раз, когда открываю крышку своего «Бехштейна», я возношу молитву за Твардовского.
— Ваши книги из серий «Великие художники» и «Музеи мира» узнаются по тексту, даже если не заглядывать на последнюю страницу…
— Это дела давно минувших дней, в обеих сериях я написал по восемь книг, в том числе о Петрове-Водкине, Малевиче, Кандинском.
Та программа, которую я представляю калужской публике, — материалы из моей новой большой книги, посвященной искусству на библейские темы.
…И концерт, собравший в небольшом, но изысканном зале бывшего Дома учителя максимально возможное число слушателей, прошел блестяще. Картины и фрески Фра Анджелико, Джотто, Мурильо и других гениев, изобразивших евангельские сцены, дополненные живыми рассказами и ярким исполнением барочных, классических сочинений, сложились в сияющий витраж о воплощенном Слове. Совсем особое очарование придали вечеру полотна Исаака Левитана. Они излучали настроения земли, которую «в рабском виде царь небесный исходил, благословляя».
Фото автора.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения