Евангелие от Майкапара

Программу «Библия в красках и звуках» представил в Калужском музее изобразительных искусств заслуженный артист России Александр Майкапар. Клавирист-универсал уже не в первый раз показывал свое искусство в нашем городе. Сочинения для органа звучали в зале, где гостят полотна Исаака Левитана из собрания Государственного Эрмитажа.

Рядом с шедеврами состоялась наша беседа с музыкантом, музыковедом, искусствоведом, писателем, переводчиком, доцентом Академии музыки имени Гнесиных, отпрыском прославленной музыкальной династии. Гость — автор уникальных по полноте записей произведений Иоганна Себастьяна Баха, организатор международных фестивалей, в том числе в Оружейной палате Московского Кремля, он концертировал в лучших залах Европы.

— Александр Евгеньевич, вы рассказываете о шедеврах и их создателях на фоне полотен Левитана. В связи с этим хочется вспомнить один калужский эпизод его биографии. Он гостил с Ликой Мизиновой у Чехова в Богимове. Эти небожители собирали щавель для щей на заливном лугу. Время от времени мужчины кричали: «Счет!», и прибегала Мисюсь с корзинкой. Как согласуется такая обыденность и творчество?

— Отвечу издалека. 19 ноября в Академии музыки состоится конференция, где я выступлю с презентацией своего автобиографического романа «48 042 000». Угадайте, что это? Некоторые говорят — гонорар.

— Вряд ли, к сожалению…

— Это количество минут, которые отведены человеку в случае проживания на земле 80 лет. Я пренебрег при вычислении несколькими десятками дней високосных лет. Может быть, напрасно, ведь за это время Бальзак написал бы очередной роман из цикла «Человеческая комедия». Как совместить это и щавель? Нельзя ни одной минуты проживать бессмысленно.

— Люди себя так жалеют, все хотят отдохнуть, даже читают не книги, а журналы, что полегче…

— Об этом есть анекдот: «Как вы расслабляетесь?» «А я и не напрягаюсь особенно!»

— Сочетаются ли в одной личности гений и злодейство?

— «Ах, две души живут в груди одной моей», — это слова Фауста у Гете. Искусство высоко, а Караваджо…

— …Убийца.

— Да, во-первых, и то же самое — в его творчестве. Я буду демонстрировать картину «Воскрешение Лазаря». Будучи приверженцем достоверности, он приказал эксгумировать недавно умершего человека, чтобы писать с него Лазаря. Натурщики воспротивились, не хотели держать в руках разлагающиеся останки. Караваджо заставил их позировать, угрожая ножом.

— А между понятиями культуры и доброты можно поставить знак равенства?

— Скорее, да, чем между искусством и добротой. Для самоутверждения творец пренебрежет чем угодно.

— Почему же с античности считалось, что искусство смягчает нравы?

— Ничто невозможно утверждать однозначно. В равной степени можно доказать, что искусство и облагораживает, и развращает.

— Вы согласны с утверждением: культура — это искусство прижимать локти, не сделать другому больно.

— С этим я соглашусь. Люди, играющие, слушающие, переживающие музыку, сделаны из другого теста, чем не слушающие. Неотесанность видна за далекую версту. Даже обойти на тротуаре такого человека затруднительно, не поймешь, в каком направлении он двигается. Музыка дает гибкость, скоординированность движений души, сердца, ума и тела. Музыке нужно учить детей, чтобы они соображали.

— Ваш дед, Самуил Моисеевич, сделал уникальный по значимости вклад в музыкальном образовании, его упражнения — классика.

— В этом году широко отмечается 150-летие со дня его рождения. Я только что вернулся из Перми с фестиваля, посвященного этой дате, и скоро поеду в Калининград по той же причине.

— Именно он — а не Моцарт, не Чайковский — самый исполняемый композитор в мире…

— …Да, наберите в интернете «Майкапар» и увидите миллион детей, играющих его пьесы.

— Вы общались с большинством крупных деятелей культуры ушедшего века. Кто вас особенно поразил?

— В моем автобиографическом романе пройдет целая галерея таких людей. Но выделялся Твардовский. Моя мать работала в редакции журнала «Новый мир». Возникла проблема приобретения рояля, который стоил огромные деньги. До Твардовского дошел этот слух, и он предложил матери необходимую сумму. Само собой разумелось, что в долг. Но когда мы собрали сумму, чтобы вернуть, Твардовский категорически отказался взять деньги. Каждый раз, когда открываю крышку своего «Бехштейна», я возношу молитву за Твардовского.

— Ваши книги из серий «Великие художники» и «Музеи мира» узнаются по тексту, даже если не заглядывать на последнюю страницу…

— Это дела давно минувших дней, в обеих сериях я написал по восемь книг, в том числе о Петрове-Водкине, Малевиче, Кандинском.

Та программа, которую я представляю калужской публике, — материалы из моей новой большой книги, посвященной искусству на библейские темы.

…И концерт, собравший в небольшом, но изысканном зале бывшего Дома учителя максимально возможное число слушателей, прошел блестяще. Картины и фрески Фра Анджелико, Джотто, Мурильо и других гениев, изобразивших евангельские сцены, дополненные живыми рассказами и ярким исполнением барочных, классических сочинений, сложились в сияющий витраж о воплощенном Слове. Совсем особое очарование придали вечеру полотна Исаака Левитана. Они излучали настроения земли, которую «в рабском виде царь небесный исходил, благословляя».

Фото автора.