Прощайте экскурсии

Из-за новых правил массовой перевозки детей в этом году на осенних каникулах количество школьных экскурсий сократилось до минимума.

На последнем классном собрании мы, родители, предложили съездить с детьми на экскурсию в Москву. Но мама из родительского комитета наотрез отказалась принимать в этом участие. «А вы знаете, как теперь сложно договориться по поводу экскурсии! — возмущалась она. — Я за это не возьмусь». Не взялась и классный руководитель. Вот так наши дети не съездили в никулинский цирк, зоопарк или не увидели своими глазами Ботанический сад.

Возможно, этот случай так и остался бы лишь в памяти как неприятный, если бы недавно одна моя знакомая, которая сейчас работает учителем в одной из калужских школ, не рассказала следующее. Администрация настоятельно советует им ездить на экскурсии с классом … на общественном транспорте. Чем заказывать большой автобус, как раньше, в ТЮЗ, везите на троллейбусе.

В чем дело? Оказывается, с этого года, чтобы массово отвезти несовершеннолетних на автобусе, требуется собрать внушительный пакет документов. Он-то и пугает педагогов и родительский комитет. Испугалась и я, на минуту представив себя в роли организатора поездки. Чтобы заказать автобус, нужно:

— иметь договор фрахтования;

— документ, содержащий сведения о медицинском работнике, которого нужно взять в длительную поездку;

— решение о сопровождении автомобилем Госавтоинспекции;

— список набора пищевых продуктов;

— документ, содержащий сведения о водителе;

— график движения с указанием места и времени остановок для отдыха и питания;

— схема маршрута и прочее.

Полный перечень документов включает 10 пунктов. Стоит упомянуть, что по новым правилам автобус должен быть оборудован системой слежения ГЛОНАСС, тахографами, ремнями безопасности для каждого пассажира, а сами машины не могут быть старше 10 лет.

Понятно, что ужесточение правил перевозки, как говорят госавтоинспектора, написаны кровью — тех детей, что погибли за последние годы на наших дорогах при дальних массовых поездках. Безопасность превыше всего. И все же можно понять педагогов и родителей, отказывающихся проходить круги ада ради удовольствия детей посетить интересную экскурсию.

О том, что проблемы у школ в связи с новыми правилами появились, подтвердили директора. Так, руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» Ксения Позднякова сказала, что именно по этой причине классы стали редко ездить на экскурсии.

Так как школа находится в центре города, то частично можно восполнить этот пробел пешими походами в театр или музей, естественно, с обязательным сопровождением взрослых. Школа стала чаще приглашать творческих людей к себе — также в целях безопасности.

Правда, не все директора признают, что количество экскурсий сократилось из-за новых пунктов при согласовании поездок. Они стали дорогими и недоступными. Кроме того, если учитель, дети и родители действительно захотят куда-то съездить, то нет ничего невозможного.

И все же далеко не каждый педагог, если даже захочет, сможет выполнить все условия по закону, чтобы администрация дала добро на поездку. Дело еще и в том, что элементарно может не хватить времени и терпения, чтобы найти экскурсионное бюро, где есть подходящие для перевозки детей автобусы. К примеру, многие не оборудованы тахографами, а без них ГИБДД не утвердит поездку.

Получается, что альтернативой дальним поездкам становятся экскурсии в пределах города. К сожалению, школьные автобусы в силу своей загруженности не могут быть использованы для перевозок детей во внеурочное время. Хотя в редких случаях, по согласованию с управлением образования, ребят иногда возят на них до музеев и выставок.

Но чаще всего сейчас класс отправляется в культпоход пешком или на троллейбусе. Вот только о какой безопасности может идти речь? Когда нестройные ряды кричащих детей и подростков переходят дорогу, становится страшно не только за них, но и за себя. А когда едет на рейсовом автобусе футбольная команда мне, честно, жалко тренера, потому что понимаю, какая на нем лежит ответственность, а он при всем желании сумеет удержать от падения максимум одного-двух юных футболистов при резком торможении транспорта.

Думаю, после таких поездок у педагогов отпадет всякое желание куда-либо возить детей на свой страх и риск.

Получается, что одной рукой у нас обезопасили детей от возможных аварий, а другой создали условия для них. Не дай бог произойдет какое-то массовое ДТП с участием класса, который едет в музей на троллейбусе или идет пешком, и — прощайте экскурсии навсегда. Кто же согласится пройти согласование на поездку рейсовым транспортом из десяти пунктов?..

Я за то, чтобы наши дети ездили на экскурсии на отличных автобусах, с водителями-профессионалами, в сопровождении машин ГИБДД. Но на практике ситуация может привести к тому, что проще будет вообще отказаться от организации поездок, чем они будут доставаться такой ценой. Видимо, нужно каким-то образом помочь и педагогам, и их помощникам, возможно, заинтересовать их этой работой. В противном случае наши дети не увидят шедевры живописи вживую, белые ночи в Питере — и опоздают, возможно, навсегда.