Театральный мост Калуга – Рязань

В стенах Калужского ТЮЗа вспыхнула новая дружба, ее зажгли взаимные гастроли с рязанским «Театром на Соборной».

Сначала рязанцы в роскошном театре-дворце стоя аплодировали калужанам. Теперь коллеги привезли ответные гостинцы — спектакли «Тринадцатая звезда», «Женитьба Бальзаминова», «№ 13», «Царевналягушка».

Калужские театралы, юные и не очень, с энтузиазмом приняли гастролера. Для того чтобы в полной мере понять, на какой почве выросли пестрые и свежие цветы спектаклей, расскажем об истории театра.

Рязанский ТЮЗ был открыт в 1937 году, и уже первый репертуарный список украсился именами братьев Гримм, Максима Горького, Жана Батиста Мольера, Евгения Шварца. Из Вильяма Шекспира дерзкие дебютанты выбрали не что-нибудь, а «Сон в летнюю ночь»!

В 1962 году ТЮЗ справил новоселье, переехал в одно из красивейших зданий города постройки XIX века , в котором ранее обитала драма (для нее построили более просторные хоромы). В 1979 году театр месяц лицедействовал на сцене московского «Ленкома», снискав успех у публики и специалистов. Рязанцы показали в столице «Поднятую целину», «Клопа», «Собаку Баскервилей»…

Театр широко гастролирует, причем не только по России и бывшему СССР (Беларусь), но и во Франции, Германии, на Кипре. В 1991 году приют лицедеев получил новое имя — Рязанский государственный областной театр для детей и молодежи, или просто «Театр на Соборной».

С 2000 по 2012 годы коллектив проводил Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности». Что общего между тринадцатилетним и девятнадцатилетним человеком? Один еще ребенок, а другой — солдат, работник, гражданин. И эту грань стремились осветить спектакли театров со всей страны.

Сегодня художественный руководитель — Марина Есенина. Мы побеседовали с гостьей о проблемах и достижениях искусства для юношества.

— Марина Викторовна, как проследить путь вашей родословной до автора «Анны Снегиной»?

— Это фамилия моего отца. Он родом из села Константинова, и родство с поэтом у нас — по матери Есенина. А вообще эта фамилия в Рязани распространенная.

— Как давно вы познакомились с нашим ТЮЗом?

— Летом, когда поступило предложение от калужан. Гастроли калужского театра прошли с большим успехом. Рязанский зритель теплый, и его реакция была достойна калужского театра. Спектакли принимали на радости, с обсуждением, было много смеха. А ведь это самое ценное, когда зритель выходит с мыслью в голове и продолжает говорить об увиденном. У Калужского ТЮЗа есть свое лицо и миссианство.

Есть ТЮЗы, а есть «тюзятина», важно это различать. ТЮЗ — бренд высокого качества. И мы, выйдя из реконструкции театра, будем возвращать себе звание ТЮЗа. Это не стыдно, «тюзятина» — стыдно. ТЮЗ — это целая система воспитания мировоззрения.

— Расскажите про рязанский фестиваль «Зеркало сцены».

— Его идея и главная роль в организации принадлежит председателю Рязанского отделения Союза театральных деятелей России Константину Кириллову, директору Рязанского областного театра кукол. Ежегодно среди четырех областных театров (есть еще и несколько городских) проводится конкурс. Их спектакли просматривают ведущие театроведы из Санкт-Петербурга и Москвы, они же эксперты театральной премии страны «Золотая маска». Проводятся детальные разборы увиденных спектаклей для трупп. По результатам работы жюри победителям в номинациях вручаются весьма значительные премии.

— Как финансируется это прекрасное начинание?

— Главный источник — министерство культуры Рязанской области, помогают и спонсоры.

— Вы собираетесь ставить «Мастера и Маргариту». Не боитесь?

— Мы не будем затрагивать все сюжетные линии. Уберем религиозную тему. Пусть она останется в романе, один на один с читателем. У каждого любителя книги свои Мастер и Маргарита, это очень личное, и в этом главная трудность. В их воплощении может помочь метод художников-импрессионистов. Через игру светом мы постараемся представить зрителю образы постепенно.

— О чем ваша постановка «Грозы» Островского? Существует множество трактовок…

— Для меня Катерина — это русский Гамлет. Она решает для себя извечный вопрос, постоянно находится в диалоге с Богом. Встреча с Борисом — не вызов сообществу, а вызов Богу. Мне было важно передать ощущение напряжения, сгущения, тревоги перед бурей. Это не предчувствие переворота, это предчувствие смерти. Катерина не смогла жить в грехе, как живут практически все, притворяясь.

— Разве такие сложности для ТЮЗа?

— Именно для ТЮЗа, ведь наш зритель — и студенчество. Мы экспериментируем также с молодой драматургией. На этой сцене начинал свою творческую деятельность замечательный артист Эраст Гарин, он и родился, и жил в двухстах метрах от театра. Мы готовимся открыть памятник к его юбилею и задумали фестиваль имени артиста. Он будет посвящен драматургии и литературе советского периода. Великие образцы драматургии, литературы, дающие прекрасные нравственные ориентиры. Это, например, пьесы «Молодая гвардия», «Поднятая целина», пьесы Розова, Арбузова, Горького, многих других…

— Что для вас главное в артисте?

— Когда артист — личность, за ним интересно наблюдать, он на все имеет свою точку зрения.

Такие актеры разыграли живой, ритмичный, грациозный спектакль «Женитьба Бальзаминова». После киношедевра с Вициным это было смело со стороны режиссера Марины Есениной и артиста Дмитрия Мазепы (Михайло Бальзаминов), но все получилось. Публика не то что смеялась, а хохотала, и именно в нужных местах. Купчиху Белотелову (Марина Заланская) решили как образ женщины-вамп — предтечи дам модерна: наполовину она паучиха черная вдова, наполовину — самка богомола с приправой из первого русского фильма ужасов «Господин оформитель».

Спектакль полон юмора, сыгран с азартом, даже с аппетитом. Обворожительны и Сваха (Марина Невидина-Шульц), и купеческие дочки Нежновы (Анна Комарова, Маргарита Петрова), но приз зрительских симпатий в виде сугубых аплодисментов получила эксцентричная Химка (Кристина Мазепа).

Хочется надеяться, что рязанцы еще не однажды, на бис, пожалуют в Калугу.