Революция на холсте

Сокровищница Калужского музея изобразительных искусств пополнена полотнами и графическими листами Эдуарда Штейнберга.

Художник в последние годы жизни работал в трех городах: Тарусе, Москве, Париже. Умер современный супрематист в столице Франции почти пять лет назад, а похоронен в «русском Барбизоне» на берегу Оки. Вдова мастера, Галина Маневич, пишет: «Почувствовав интерес музея к творчеству моего мужа, я с большой радостью подарила его работы и Калуге, и Тарусе в связи с возможностью организации постоянной экспозиции на его малой родине».

Среди отобранных музеем работ большая их часть создана в Тарусе, где художник проводил большую часть года. Там он не только писал, но и простаивал в лодке с удочкой, очищаясь тишиной былинных далей поймы.

Много значила в душевной биографии Эдуарда Штейнберга и Оптина Пустынь, паломником которой он был с шестидесятых годов прошлого века.

Судьба мастера изобиловала драматическими поворотами. Родился он 1937 году в Москве, в семье поэта, переводчика, художника, выпускника Вхутемаса. Впоследствии отец был дважды репрессирован. В 1954 году Аркадия Акимовича освободили из лагеря, и семь лет он жил с сыном в Тарусе.

После окончания семи классов школы рабочей молодежи Эдуард вливается в «поколение дворников и сторожей». Рисовать он учится под руководством отца, копируют Рембрандта, Калло. Настольной книгой юноши становятся письма Ван Гога.

В 1961 году он впервые участвует в выставке в Тарусском городском клубе. Познакомившись с московскими художниками, пререзжает в столицу. Первый период творчества андеграундного живописца прошел под знаком символизма, под влиянием Врубеля и Борисова-Мусатова.

В 1967 году Эдуард Аркадьевич принимает крещение, изучает труды религиозных философов: Владимира Соловьева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского. Неофит участвует в выставке в московском клубе «Дружба».

В 1968 году с новыми друзьями Ильей Кабаковым и Виктором Пивоваровым в искусство Эдуарда Штейнберга приходит геометризм. Наследие русского авангарда, супрематизма, в особенности Казимира Малевича, ясно прочитывается в экспозиции. В1981 году автор даже пишет «Письмо к К.С.» (Казимиру Севериновичу).

Отрадно, что в день столетия со дня свершения Октябрьской социалистической революции проходит именно эта выставка. Молодая Советская республика сразу подняла на знамя авангардные течения в искусстве, используя их всюду, вплоть до росписи тарелок, узоров ткани. Сегодня эти артефакты — «золотая жила» для международных аукционов.

В 1988 году автора принимают в Союз художников СССР, проходит его первая выставка в Париже, он покупает дом в Тарусе. В 1992 году успешный художник приобретает мастерскую в центре Парижа.

Мастер успел ощутить признание, его выставки прошли в Третьяковской галерее (1992, 2004), Русском музее (2004), ряде немецких музеев. Почетный гражданин Тарусы, академик Российской академии художеств, обладатель Золотой медали Академии художеств, кавалер ордена Дружбы с болью размышлял о бедах века на своих холстах.

Основой экспозиции стал дар музею (три работы «прописаны» в Калуге, девять — в Тарусе), и любители искусства смогут вглядеться в картины-диалоги, беседу мастеров длиной в век.

Фото автора.