Есть ли жизнь на пенсии?

«Учитель! Перед именем твоим…» Как всегда, немало теплых слов было сказано в адрес педагогов в профессиональный праздник. Но за торжествами последовали будни с их проблемами и вопросами. Один из них — как человеку самой уважаемой в стране профессии прожить на маленькую пенсию?

Мы уже писали о том, что у большинства наших педагогов пенсия одна из самых скромных. Об этом свидетельствуют сами учителя. Причем многие из них проработали в школе от звонка до звонка — пришли после института и ушли через сорок лет.

Об этом же говорят цифры статистики, предоставленной нам Калужским отделением Пенсионного фонда России. Пенсия педагогов при выходе на заслуженный отдых ниже среднего размера (12,7 тысячи рублей), зафиксированного в целом по области. Наименьший ее размер в этом году — 8 472 рубля. Можно ли прожить в наше время на эту сумму? Ответ очевиден.

Специалисты ПФР поясняют, что сумма ежемесячного пособия по старости зависит от нескольких факторов, в том числе от стажа работы. Пенсии по выслуге лет — при наличии 25 лет педстажа — небольшие, но если поработать еще лет десять — результат будет лучше.

Вот таким образом государство вынуждает наших учителей трудиться как можно дольше на благо общества. Становится понятным, почему из 8,5 тысячи педагогических работников-пенсионеров области большинство продолжает свою деятельность и по сей день.

Одна из моих знакомых, отличник народного образования, проработала в школе около 36 лет. Она не скрывает: в 62 года трудно выкладываться с той же энергией, что была лет десять назад. Но приходится, потому что ее нынешняя пенсия — 10 тысяч 700 рублей. Ее хватает на то, чтобы оплатить квартиру, на лекарства и продукты из расчета недели на две. О том, чтобы приобрести обновку, что-то из косметики, речи не идет.

Хотелось бы работать хотя бы на полставки, в этом случае уже можно было бы свести концы с концами. Но кто ж ей даст десять часов! В школе установка: берите как можно больше. Администрации проще и выгоднее обойтись меньшим коллективом, нагрузив его по полной программе, и не раздувать штат. Осилят ли такую нагрузку учителя, многие из которых либо приближаются к преклонному возрасту, либо уже пенсионеры, — это в расчет не принимается.

Откуда же берутся такие мизерные пенсии у педагогов, если, опять же по статистике, средняя зарплата работника образования в области — около 27 тысяч рублей? Она ведь напрямую зависит от размера заработка. А дело в том, говорят в ПФР, что доходы учителей выросли не так давно. Из-за этого пенсии ушедших на заслуженный отдых пятнадцать лет назад ниже тех, кто оформляет ее в настоящее время.

Кто-то скажет: наши учителя на пенсии давно уже нашли способ подработать. Можно набрать несколько учеников и заниматься репетиторством. При этом не нужно ходить в школу, но профессиональные навыки тебе пригодятся. Никакой бумажной работы, которой завалены учительские коллективы, одно живое общение, и видны результаты труда. Вспоминаю тут же реплику еще одной учительницы, которая высказалась в том духе, что репетиторством она заработает в два раза больше, чем получит пенсию.

Минусы в этом тоже есть. Во-первых, не все предметники одинаково востребованы. А во-вторых, вынуждая брать с детей деньги за свою работу, наше государство способствует тому, что уважение к педагогу и его непосредственной деятельности падает. Разве не так? Среди родителей чуть ли не аксиомой стало утверждение, что обучение по школьной программе не дает необходимого уровня знаний. Учителей стали подозревать в том, что они специально недорабатывают в классе, зная о том, что у многих учеников есть репетиторы.

Однако не хлебом единым жив человек. Тем более учитель — в этой профессии, как ни в какой другой, много людей, для которых призвание и самореализация важнее меркантильных соображений. В числе нынешних пенсионеров немало учителей старой советской закалки. Они, по выражению моей собеседницы заслуженного учителя России Тамары Зиновой, привыкли всю жизнь переносить трудности, особенно те, кто прошел школу 60 — 80-х годов. Многие тогда жили в общежитиях, но бежали на работу как на праздник, так как чувствовали, что для детей были эталоном.

Тамара Николаевна 42 года проработала педагогом, 20 лет из них была директором 15-й городской школы. Сейчас, когда ей под восемьдесят, она еще даст фору иному госслужащему с давно потухшим взглядом. У самой-то у нее глаза горят, когда она рассказывает, как была недавно на семинаре молодых педагогов в Людинове, делилась опытом.

Зинова возглавляет недавно созданный городской совет ветеранов работников образования. Мне интересно было узнать от нее, как эта организация может помочь своим пенсионерам:

— Мы работаем на общественных началах, поэтому, как бы ни хотелось, оказать материальную помощь не можем. Но тесно сотрудничаем с областным советом профсоюзов и управлением образования Калуги, вместе организуем поездки в другие города. Съездили в Звенигород и Новый Иерусалим в Подмосковье, посмотрели диораму «Стояние на Угре» во Дворцах.

По глубокому убеждению Зиновой, ветеранам нужно, чтобы о них помнили. Как бальзам на душу учителя-пенсионера, когда его приглашают на профессиональные мероприятия. К примеру, провести мастер-класс для начинающих педагогов, поучаствовать в конкурсе.

Сейчас они наладили связь со многими пожилыми незаслуженно забытыми преподавателями. Приглашают на праздники, приходят в гости выпить чаю. Поздравляют юбиляров.

Мне подумалось о том, что совет ветеранов, по сути, возродили в тот момент, когда потребовалось помочь пенсионерам морально, чтобы скрасить их нелегкое житье-бытье, так сказать, поднять их боевой дух. Наверное, это правильно, и все же не хотелось бы, чтобы высокое звание учителя держалось только на высоких словах о его особенном статусе. Необходимы более реальные меры поддержки.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.