Пьеро с «Острова радости»

В 1919 — 1931 годах в Калужском художественном музее висело полотно Антуана Ватто. Четвертого октября оно приехало к нам из Эрмитажа «на побывку» до 4 февраля.

Эта экспозиция — второй проект, объединивший Эрмитаж и калужский музей, а к 2020 году планируется построить совместный выставочный центр.

Странствия полотна, связавшего Париж, Санкт-Петербург и Калугу, драматичны. Картина была привезена в Россию графом А.П. Шуваловым в конце XVIII века и до 1882 года находилась в собрании семьи в Санкт-Петербурге, переходя по наследству от отца к сыну. В 1882 году дочь флигель-адъютанта А.П. Шувалова Мария Алексеевна вышла замуж за Николая Ивановича Булычова и получила картину в составе приданого.

Вскоре молодые переехали в Калугу, где в течение 35 лет пейзаж Ватто находился в доме супругов. В 1919 году после смерти Николая Ивановича, страстного археолога и краеведа, последнего предводителя дворянства Калужской губернии, произведение Ватто было передано в художественный музей.

В собрание калужского музея перешел еще один экспонат от щедрой семьи — скульптура Вольтера работы Гудона, копия которой находится в Эрмитаже. В 1930 году «Пейзаж с водопадом» был вывезен для экспертизы в Ленинградский антиквариат, а затем в 1931 году передан в собрание Эрмитажа.

Голубые горы Далмации, золотые облака, пастух, играющий на свирели, курчавые овечки да влюбленная парочка в лесу на берегу реки (она добавлена реставратором в 1883 году) — таков сюжет. Работа написана зрелым мастером около 1715 года. Автор пасторали — один из создателей стиля рококо. Полотно подобно путешествию на остров беззаботного флирта. Однако судьба мастера была совсем иной.

Второй из четырех сыновей потомственного кровельщика родился в провинциальном Валансьене. Его папаша был столь несдержан нравом, что не раз попадал под суд за рукоприкладство. Дар дал ребенку «скорлупку», убежище, и отец отдал десятилетнего мальчика в ученики к местному живописцу.

В шестнадцать лет юноша против воли отца пешком отправился покорять Париж. Он попытался завоевать столицу как театральный декоратор. Кроме того, нанялся в мастерскую и изготавливал серии копий картин в «простонародном вкусе». В свободное время трудолюбивый Антуан рисовал с натуры.

Провинциал обрел покровителей, семейство коллекционеров Мариэттов. В их гравировальной фирме он познакомился с творчеством Рембрандта, Тициана, Рубенса. Ватто становится учеником Клода Жилло, мастера театральных декораций. У него Ватто воспринял вкус к гротеску, комическому и современным сюжетам.

Затем он стал помощником известного декоратора Клода Одрана, хранителя коллекции Люксембургского дворца. За его стенами стоял парк, ставший фоном его сюжетов.

Прорывом к успеху для Ватто стали батальные полотна, давшие ему нового покровителя, офицера де Ларока. Основной доход давали бивуачные сцены, но с 1710 года главной темой живописца стал театр. Он придумывает свои ситуации, мизансцены, заменяя декорации условным пейзажем.

В новеньком парижском особняке своего покровителя банкира Пьера Кроза художник жадно изучает, копируя, его богатые коллекции. Здесь Ватто создал и «калужский» пейзаж.

В 1712 году Антуан Ватто был допущен к конкурсу в Академию художеств. Однако работу для принятия его в члены он писал не два года, как было положено, а целых пять лет.

Этим полотном стало знаменитое «Паломничество на остров Киферу», во многом родственное калужской картине: горы в голубой дымке, роскошь кудрявых деревьев и шествие влюбленных. Академики были поражены и причислили Ватто к списку «бессмертных», назвав его сюжет «галантным празднеством».

Вольнодумец по умонастроению, он вел размеренный и аскетичный образ жизни. Любимейшим, даже единственным, его развлечением были книги. Исследователь Сергей Даниэль пишет: «Там, где у Рубенса мы найдем витальную мощь, откровенное вожделение плоти, Ватто предпочитает соблюдение известной дистанции, «очей и знаков разговор».

Само понятие галантности означало не только утонченность, но стиль жизни, основанный на «приятном искусстве быть приятным». И эти шествия разряженных дворян по лесам — не просто флирт на пикнике, а праздник искусства.

В 33 года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Знаменитейшая портретистка эпохи, Розальба Каррьера, рисует пастелью изображение художника в пудреных локонах и кружевах.

Но сам маэстро, меланхоличный, больной чахоткой, видел себя иначе. Его альтер эго — портрет Пьеро «Жиль». Опущеные руки и глаза артиста, белый костюм, отсутствующее и укоряющее выражение лица — психологизм опередил время на столетия.

Туберкулез догрызал легкие мастера, и друзья нашли для него дом вдали от духоты Парижа, на берегу реки, в саду, напоминавшем картины Ватто. Художник не дожил и до 37…

Посмертная судьба живописца благополучнее земной. Сразу после кончины мастера были изданы его рисунки, с картин сделаны гравюры, разошедшиеся крупными тиражами. «Проклятые поэты» Готье, Бодлер, Верлен изображали его полотна в своих стихах. Художнику поставлены изящные монументы в Париже и Валансьене. Клод Дебюсси создал по мотивам его полотна фортепианную пьесу «Остров радости».

Не упустите возможность вновь обрести ценность города, находившуюся в Калуге 48 лет, совершите галантную прогулку к водопаду.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.