Сергей Струев. Против течения

«В советские времена нерадивых руководителей в порядке перевоспитания направляли в колхоз. Теперь сельской ссылкой пугать не надо — там все налажено. В отстающих же по-прежнему жилищно-коммунальное хозяйство…». Так, весной этого года я начала свой рассказ о новом руководителе Калужского управления ЖКХ Сергее СТРУЕВЕ.

Признаюсь честно, абсолютно была уверена, что по-военному жесткий наш московский гость сочтет достаточным двухгодичный срок пребывания у руководства проблемным ведомством и вернется в столицу. Мое предвидение не сбылось — Струев все так же в своем кабинете, в ослепительно-белой рубашке, конечно, сверхзанят и в настоящее время озабочен одним — как оперативно и слаженно начать новый отопительный сезон. Сроки были определены: 25 сентября в квартирах горожан потеплело.

С самого начала мне стало ясно — все его предшественники (помню их пофамильно) уходили с высокого поста не потому, что руководить не умели — не хватало железной армейской выдержки, стратегии и тактики. Ждать панического настроения от полковника Струева не стоит — он любит свою работу, что в связке с понятием «коммуналка» никак не вяжется.

За две прошедшие зимы, что пришлось ему пережить вместе с жителями областного центра, он четко выделил главные моменты, где могут произойти серьезные сбои. Вроде бы котельные прошли соответствующую подготовку, получили «зимние» паспорта, а в ряде домов обнаруживается похолодание. Сергей Владимирович знает причину таких ЧП. Все дело в старых-престарых коммуникациях, обнаружить которые не в состоянии собственники жилья. В доме может быть полный порядок, а где-то за углом, под землей, прорыв.

Естественно, такое не случится, скажем, в микрорайоне «Кошелев», где проживают около тринадцати тысяч жителей. Там дома возводились одновременно, и все водные, канализационные и прочие артерии прокладывались с учетом современных технологий и материалов. А вот в двухэтажках старого центра Калуги, построенных в довоенный (и раньше) период, что ни год — неприятности. Подземная часть городских коммуникаций, изношенных на пятьдесят процентов, требует серьезного лечения. Масштабная реконструкция — это колоссальные деньги.

— Сергей Владимирович, как вы считаете, наши люди слишком капризны, многого хотят, без конца жалуясь на рост тарифов? Могу привести такой пример. Микрорайон «Терепец» относительно молод. Дома — сплошь многоэтажки. Электроэнергия в них поступает от подстанции КЗАЭ, который на сегодняшний день в бедственном состоянии. Потому им и не до энергетики. Отключения постоянно. Знает об этом городская власть? И как не ругать людям тарифы в этом случае?

— Ответом на этот вопрос может стать целая лекция, потому что однозначно здесь все не прояснить. Что касается этой подстанции, то заводу неоднократно предлагалось передать ее муниципальным сетям. Не хотят. Что тут сделаешь — это частная собственность завода!

А если говорить о прочих коммунальных бедах, то, к великому сожалению, собственники жилья, за очень редким исключением, относятся к своей собственности потребительски. Большинство считает, что все коммунальные блага должны сыпаться им с неба. А ведь быть хозяином жилья — это большая ответственность. Подобных настроений никогда не бывает в домах, где создано ТСЖ. Это абсолютно самостоятельная организация, где все средства жильцов расходуются с коллективного согласия.

— А там, где нет ТСЖ, царят полное безразличие, пассивность и брюзжание. Примеров тому тьма. Известно, что даже уговорить жильцов выйти на общее собрание — задача не из легких. Им бы встретиться во дворе, познакомиться друг с другом и попытаться самим найти способ решения проблемы. Но нет, сидят по своим углам и проклинают ненавистные управленческие компании.

— А может, и не нужно собирать многолюдный сход — достаточно выбрать по одному старшему на подъезд. Именно он и будет связным между жильцами и управляющей компанией.

Моя точка зрения по поводу жалоб и раздражения людей в том, что народ у нас поголовно безграмотен в коммунальных вопросах. Совсем не случайно в областном парламенте депутат Татьяна Дроздова практикует специальное обучение, которое полезно и руководителям ТСЖ, и старшим по дому, да и просто гражданам, заинтересованным в понятности и прозрачности работы коммунальной сферы.

— Я знаю, что такую тесную связь вы наладили с руководством УК. Вы по-прежнему собираете главных домовых смотрителей еженедельно?

— И не только их, с людьми нужно общаться, и не только в дни личных приемов, а просто неофициально и не по графику. Людям нужно объяснять, их нужно просвещать, информировать, к примеру, о том, что в нашем регионе самые низкие в Центральном округе тарифы на ЖКХ. Но главное — с ними нужно строить совместные планы, только тогда будет движение вперед.

— Неужели вы не устали на такой работе?! Вы ведь все время как бы стоите на ветру. Подветренная сторона не для вас?

— Нет. Может, потому, что мне посчастливилось работать с отличным коллективом. Это моя команда, и я как командир должен держать правильный курс. Что и стараюсь делать.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.