Где «тот самый» хлеб?

Что произошло с калужским хлебом? Если раньше мы гордились вкусом и качеством нашего продукта, то сегодня в его адрес звучат сплошные претензии.

Один такой пример. На сельхозярмарке большим спросом пользуются батоны и буханки, которые выпекают, нет, не калужские предприятия, а районный хлебокомбинат.

Кто-то скажет: горожане попросту заелись. Не все так просто. Калужан на мякине не проведешь, и хлеб, привезенный из другого райцентра, на той же ярмарке практически не раскупается, в то время как у конкурентов — длинные очереди. Почему?

Недавно в редакцию зашел наш читатель и пожаловался на то, что есть наш хлеб стало невозможно. «Напишите об этом», — попросил он. Мы сами потребляем хлебобулочные изделия и вынуждены согласиться с тем, что магазинная продукция, за редким исключением, невкусная, малоаппетитная на вид, крошится так, что невозможно отрезать кусок. Именно поэтому многие стали покупать хлеб уже в нарезке, хотя он быстрее сохнет. И это при том, что ассортимент изделий в иных супермаркетах огромен.

Куда исчезли аппетитная корочка и тот манящий запах свежего черного хлеба, вызывающие стойкий прилив желудочного сока? А сладковатый вкус и белый цвет батона, который так приятно было съесть с маслом? Мы ищем на прилавках «тот самый» хлеб и не находим: названия многих изделий те же, а вот внутреннее содержание стало иным.

Теперь отвечу на вопрос о том, почему так понравился покупателям хлеб из калужской глубинки (названия населенного пункта по понятным причинам не упоминаю, но завсегдатаи ярмарки его и так знают). По вкусу он больше похож на батон или черный «из детства», к тому же дольше хранится, не черствея, не ломаясь, и при этом сохраняет вкусовые качества несколько дней.

Неужели хлебопеки областного центра разучились делать качественный хлеб? И что в таком случае мешает восстановить традиции?

На Калужском хлебокомбинате объяснили претензии к хлебу происками конкурентов. «Как соблюдали технологический процесс, так и соблюдаем», — сказали нам. Правда, есть одна проблема, которая связана с тем, что ряд торговых сетей перестал брать хлеб нашего комбината, после того как он отказался принимать у них возврат. До последнего времени нераскупленную продукцию магазины возвращали обратно, причем по той же цене.

Пойти на эту меру руководство вынудили огромные убытки. По этой причине хлебопеки теряли по 3 — 4 млн рублей в месяц, в год сумма достигала 35 — 40 миллионов.

После того как хлебокомбинат отказался забирать возврат, сети «Магнит», «Елена», «Дикси», «Праздничный» резко сократили ассортимент заказываемой хлебопекарной продукции. Более чем сорок наименований убрали с полок. Соответственно, калужские покупатели в этих сетях теперь видят на полках только самый простой и более дешевый черный и белый хлеб и по нему судят обо всей хлебокомбинатовской продукции.

Правда, не все наши торговые гиганты пошли по самому простому пути. Есть те, кто сохранил ассортимент, но стал заказывать небольшими партиями, из расчета реальной покупаемости. В «Пятерочке», «Перекрестке», «Верном» хлебобулочные изделия Калужского хлебокомбината представлены намного более широко. На хлебокомбинате посоветовали покупателям именно там искать и пробовать относительно новые сорта хлеба, которые, возможно, придутся им по вкусу.

И все же, несмотря на все новшества, покупатель в массе своей консервативен, поэтому глаз его по инерции ищет традиционный белый батон и черный формовой хлеб. Их рецептура вроде бы не изменилась, однако качество муки уже не то.

Правда, хлебопеки ведущего хлебокомбината утверждают, что в основном закупают муку у проверенных производителей из Орла, Липецка, Воронежа и Тулы. Мельница у нашего холдинга своя, еще советских времен. Тесто делается на опаре и жидких заквасках, поэтому оно долго зреет и более полезно для здоровья.

Большое производство может себе позволить делать «долгоиграющий» хлеб, а маленькие частные пекарни больше специализируются на безопарном, ускоренном способе производства, при котором используются искусственные улучшители.

В Калуге количество частных пекарен перевалило за сотню. Люди чаще стали покупать хлеб в них, потому что он с пылу с жару, всегда свежий. По вкусовым качествам он приятнее, чем хлеб, испеченный сегодня, но остывший.

Небольшие пекарни пекут столько, сколько могут продать в свежем виде. И не только потому, что заботятся о потребителе. Скорее наоборот. Никто не сможет поручиться за муку, которая там используется, — у частных предпринимателей нет своих лабораторий, а значит, нет и серьезного контроля.

На следующий день булки и буханки многих частных производств есть практически невозможно — они теряют вкус и крошатся. А это и является доказательством того, что использовалась мука низкого качества.

Кстати, по словам специалистов, этот «быстрый» хлеб не очень-то полезен, так как дрожжи «дображивают» в наших желудках.

Получается, что Калужский хлебокомбинат, чьи изделия мы по традиции продолжаем ассоциировать со всем хлебом, который идет в магазин, проигрывает частным мини-пекарням в расторопности. Хотя он, как нас уверяют, такого же качества, как был и десять, и двадцать лет назад, а тем более полезный.

Может быть, калужским пекарям подумать над усовершенствованием системы доставки своих изделий до потребителя? Лучший хлеб должен доходить до покупателя в лучшем виде. А заодно и не стесняться сказать, что хорошие батон и буханка просто не могут стоить столько, сколько они стоят сейчас. А заодно намекнуть покупателям, под каким новым наименованием искать хлеб тот самый, выпекаемый по советским ГОСТам. Многие, чтобы его отведать, за ценой не постоят.