Главный конструктор ракетного щита

Константин Циолковский сравнивал силу тяготения с оковами, держащими человека на планете. Разбил эти цепи главный конструктор Сергей Королев. Стодесятилетию со дня рождения этой уникальной личности посвящена масштабная и трогательная выставка в музее истории космонавтики.

Основоположник практической космонавтики, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик раскрывается через предметы, которых он касается. Отважный летчик, мужественный гражданин, нежный отец, заботливый муж — таким предстает главный перед посетителями музея.

Без Сергея Павловича, весьма вероятно, не было бы не только полета Гагарина. Без его труда не было бы ни вас, ни этой статьи: главный обеспечил создание ракетно-ядерного щита СССР.

Родился будущий ученый-организатор в Житомире 1906 году, и провел в городе первые полтора года. Мать главного прожила 92 года, пережив сына почти на четверть века. Она сохранила трогательный автограф, каракули пятилетнего Сережи, показанный на выставке.

В 1924 году юноша поступил в Киевский политехнический институт, после окончания первого курса перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. Диплом инженера Сергей Королев получил одновременно со свидетельством пилота.

В 20-е годы молодежи РСФСР удалось привить дух романтики. Полеты, освоение неба были главной мечтой юношества. В Бауманском открылась Московская планерная школа, и Сергей стал ее ревностным учеником. Он даже сконструировал одноместный планер-паритель «Коктебель» и одноместный планер СК-3 «Красная Звезда». Дипломным проектом Сергея Королева стал легкий самолет, разработанный под руководством А. Туполева.

Неординарные способности выпускника к теории, практике самолетостроения, организаторский дар были замечены. В 1931 году образована Московская группа изучения реактивного движения (МосГИРД). Как начальник группы Сергей Королев занимался всем: от подбора кадров и материального оснащения до испытания двигателей.

В 1933 году работа увенчалась первым успехом — были запущены ракеты на гибридном и жидкостном топливе. Свою книгу «Ракетный полет в стратосфере» конструктор посылает Константину Циолковскому. «Книга разумная, содержательная и полезная», — отзывается адресат. На основе МосГИРДа был создан ракетный научно-исследовательский институт.

Дочь Королева пишет, что тот факт, что Сергей Павлович не сработался с начальником и был понижен в должности, спас ему жизнь: руководителя и его зама расстреляли. Но доносчики нашлись и на рядового инженера отдела крылатых ракет. В ночь с 27 на 28 июня 1938 года Сергей Королев был арестован и осужден на десять лет. Но даже на стенах Бутырской тюрьмы он оставил чертежи радиоуправляемой ракеты!

На золотом колымском прииске Мальдяк заключенные работали по двенадцать часов в сутки, жили в брезентовых палатках. Дело конструктора пересмотрели в 1939 году. Сергея Королева перевели к Туполеву в Московское КБ при НКВД, где репрессированные ученые, инженеры создали фронтовой бомбардировщик Ту-2.

С началом Великой Отечественной войны КБ эвакуировали в Омск. В 1944 году Сергея Королева перевели в другой «круг первый», «шарашку» ОКБ НКВД при Казанском заводе. Там под руководством В. Глушко создавались ракетные двигатели новых типов для авиации.

Двадцать седьмого июня 1944 года на заседании Президиума Верховного Совета СССР было принято постановление о досрочном освобождении Королева, создателя самолета-перехватчика с реактивным двигателем. С фотографии, снятой в августе, смотрит Сергей Павлович, чудом вырвавшийся из лап смерти, и глаза — в пол-лица.

Следующий этап работы Королева был драматичен не только для него, но и для всего мира. В Германии под руководством конструктора фон Брауна лихорадочно проектировали ракету, способную долететь от Гамбурга до Нью-Йорка, Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, Зауралья. Набрали отряд из 250 летчиков-смертников. На подземном заводе в Пенемюнде руками рабов изготовили сотню ракет Фау-2.

Стремительное наступление советских войск сорвало этот план. Руководящие кадры проекта сдались 44-й пехотной дивизии США, точнее, специальному подразделению американской военной разведки. В рамках операции под кодовым названием «Канцелярская скрепка» за океан были вывезены 118 участников «Проекта Пенемюнде», сотня ракет Фау-2, оборудование.

Когда Сергей Королев, уже в звании полковника, прилетел на место действия, советским специалистам остались лишь покореженные взрывом обломки. Однако инженеры в течение 1945 — 1946 годов сумели собрать и вывезти одиннадцать ракет.

Королев возглавил группу по разработке ракет на дальность до 600 километров, будущей ракеты P2. Так что в наполовину разрушенной стране первым делом после победы пришлось не тракторы и дома строить, а крылатые ракеты и «начинку» для них. Инженера назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия.

На полигоне Капустин Яр Астраханской области прошли успешные запуски этого оружия — страна дала «конгруэнтный ответ» бывшим союзникам. И только после триумфа в этой ракетной гонке стало возможно подумать об осуществлении давней мечты генерального конструктора — о полете человека в космос.

Все этапы подготовки к 108 минутам полета Юрия Гагарина скрупулезно показаны в экспозиции с сотнями трогательных подробностей. Вот дорожная мыльница генерального, которую он брал на Байконур. Вот письмо жены с увещеванием одеваться теплее. Вот фотография с собакой-«космонавтом».

Вам только кажется, что вы много знаете о битве за космос! Приходите на выставку увидеть, понять, прочувствовать меру подвига атлантов, удержавших на плечах и небо, и землю.

Фото автора.