Всё помнит песчаный косогор

Первый день июля для калужан останется надолго в памяти. В селе Дворцы Дзержинского района был бой — реконструкция сражения пятисотлетней давности между дружиной Московского князя Ивана III и ордынским ханом Ахматом

Возможно, кто-то задастся вопросом: кому нужно было собирать пять тысяч зрителей, задействовать более трехсот воинов, полсотни лошадей, пушечный наряд?! Но история не живет сама по себе. Мы — ее наследники. Какими мы видим себя сегодня, стало возможным благодаря подвигу наших предков. Событие, происшедшее в немыслимо далеком 1480 году, названо Великим стоянием на Угре. Оно положило конец монголо-татарскому игу, господствующему на Руси более трех столетий. Шесть долгих месяцев войска стояли друг против друга, разделенные рекой, не решаясь на серьезные атаки. Ничейный исход нашего князя вполне устраивал, а вот Ахмат жаждал крови — мир для него был равносилен поражению.

Здесь я позволю себе маленькое отступление. Многочисленные историки, аналитики древности трактуют завершение стояния по-разному. Одни утверждают, что Ахмату надоело мерзнуть в неуютной России, и он повернул войско прочь с берегов Угры. Другие склоняются к тому, что Великое стояние сопровождалось локальными боевыми столкновениями. Интересную мысль высказал губернатор Анатолий Артамонов, приветствуя гостей фестиваля: «Есть стояние, а есть противостояние. Но не на жизнь, а насмерть! И это подтверждает возможность военных стычек». С этим нельзя не согласиться, ведь «противо» как раз и означает борьбу, сопротивление. Как бы там ни оценивали завершение ордынского ига ученые люди, но факт остается фактом: в конце пятнадцатого века оно было сброшено, а на политической карте мира появилось независимое многонациональное Московское государство.

Праздник начинался во Владимирском скиту. Шел молебен, который был приурочен к принятой в православной церкви традиции празднования в начале июля дня Владимирской Чудотворной иконы Божией Матери — заступницы русских воинов в битве с Золотой Ордой. В народе с тех пор Угра называется «Поясом Богородицы».

После возложения цветов к Поклонному кресту спешим к месту фестиваля, к огромной территории, разделенной на три сектора: лагерь Московской Руси, лагерь Большой Орды и развлекательная зона. Спускаюсь по крутому косогору к реке и думаю о том, что вековой песок давно продуло ветром.

Что помнят эти берега? Только наша память не подвластна векам. И потому здесь столько народу, приехавшего из разных городов на Калужскую землю, чтобы отдать дань памяти великим русичам, отстоявшим нашу свободу и государственное величие.

Заглянула в татарский и русский станы. Кажется, в те времена здесь так и было. Суровый быт, оружие, доспехи — все максимально приближено к временам военных действий 1480 года. Узнаю такую интересную деталь — в реконструкции, организованной при непосредственной поддержке Российского военно-исторического общества, принимают участие многочисленные военно-исторические клубы, около трехсот человек воинов, тридцать лошадей, пушечный наряд. Если на берегу Угры идет разминка перед боем, то на верхней площадке шумит ярмарка, старинные аттракционы и забавы, работает город мастеров, проводятся мастер-классы. А вот и бой. Сражаются мальчишки-малолетки. На головах защитные шлемы, в руках биты. Все игрушечное, но строгий инструктор дает команду: «К бою!» — и пошла драка! Мамы-папы срывают голос: «Дима, давай!», «Игорь, руби!» Один самый маленький и самый отчаянный … девчонка. Оказывается, современный мечевой бой поставлен учащимися спортивного центра «Истар».

Наступает время для самого главного. На сцену поднимаются губернатор области Анатолий Артамонов, глава парламента Виктор Бабурин, митрополит Калужский и Боровский Климент, депутат Государственной думы Геннадий Скляр. Звучит гимн Стояния на Угре, написанный иеромонахом Фотием и врачом Михаилом Сенчихиным. А исполняют его наш друг из Сербии Стефан Генич и солист хора Сретенского монастыря Эльдар Нурмухаметов.

А дальше грянул бой. Как вихрь летят татарские конники. У них на пути мирная рыбацкая деревня. Женщины заняты привычным делом. Налетели, порубили, непокорных в полон забрали и дома подожгли. Но уже близко дружина русского князя. И когда она вступает на поле, ее встречает пятитысячное восторженное «О-о-о!». А из усилителей на всю округу гремит хор из бессмертной оперы Бородина «Вставайте, люди русские!». Идет сражение, дым от пожаров заволок берег, гремят пушки. Враг разбит.

Памяти павших в этот день молились современники отважных предков.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.