Художник русской идеи

Кисти Василия Нестеренко принадлежат четыре монументальные росписи в Храме Христа Спасителя

В Калужском музее изобразительных искусств проходит выставка работ автора, написавшего Святого целителя Пантелеимона для российского монастыря на Афоне. Народный художник России Василий Нестеренко наполнил масштабными картинами на разнообразные сюжеты два больших зала.

Начало блестящей карьере мастера было положено выполнением крупного заказа при воссоздании храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат четыре монументальные росписи в этом пантеоне воинов, отстоявших Отечество от наполеоновских орд. Повторение одной из этих работ в масле, «Воскресение Христово», представлено на калужской экспозиции. Помимо этого, Василий Нестеренко воссоздал плащаницу, четыре иконы Богородицы, стал автором внутреннего убранства двух из шести трапезных палат храма. Зал Высшего совета РПЦ украшает полотно мастера «Возрождение патриаршества».

Как достиг Василий Нестеренко таких успехов? Он окончил Суриковский институт, дополнил образование в США. Сегодня Василий Игоревич — действительный член Российской академии художеств, имеет в Москве собственную картинную галерею. Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, Историческом музее. Юбилейная выставки автора в больших манежах Москвы (10 000 квадратных метров!) и Санкт-Петербурга вызвали интерес и желание принять часть этих обширных экспозиций у музеев многих городов России, Украины, Беларуси.

Так художник стал «передвижником», его исторические полотна путешествуют из музея в музей. Они посетили Орел, Вологду, Липецк, Дмитров, Оренбург, Рязань, Брянск, Петрозаводск, Севастополь, Киев, Минск, Витебск. Уже второй раз работы художника приехали в Калугу. Посещаемость выставки высока — на нее идут те, кто интересуется не только живописью, но и историей Отечества, вопросами православия.

Экспозиция подобна энциклопедии. Времена года, портреты простых современников и знаменитых деятелей культуры, натюрморты соседствуют с реконструкцией исторических событий.

Министр культуры и туризма области Павел Суслов при открытии экспозиции отметил, что «успешность художника основывается на выявлении национальной идеи — патриотизма». Величие Отчизны и ласка малой родины, эпические пейзажи и милые уголки представлены в сюжетах картин.

Областной музей лишь на год младше газеты «Знамя», и знаменательно, что выставки года столетия этого очага культуры открылись экспозицией, повествующей об истории России. Цели и у музея, и у нашей газеты, и у художника одни — образовывать, нести правду, давать верное представление о реальности и давно минувших временах, сегодняшнем дне.

Искусствовед Владимир Обухов отметил внутреннюю содержательность, программность живописи гостя. «Картины представляют особенности русской идеологии, ее отличие от идеологии Запада.

Основы идеи — традиция и духовность. Любая картина Василия Нестеренко раскрывает начала, ростки, идущие от великих явлений российской культуры. Свет, исходящий от полотен и их персонажей, не материален, а духовен. Он сродни не светописи импрессионистов, а попытке отобразить духовное состояние, как это сделали Васнецов, Нестеров. Именно поэтому, а не за счет религиозности сюжетов искусство Нестеренко насквозь христианское.

Поэтому название выставки- «Русь — связь времен» — не противоречит включению в экспозицию пейзажей Афона и Иерусалима. Ведь корни русской культуры — и греческие, и палестинские. Василий Нестеренко не забывает об атрибуте творчества — экспрессии, выражении чувств. Его картины не «вкусный», красивый продукт, а настоящая духовная пища. Светоносность пейзажей Окской дали близ Тарусы раскрывает одухотворенность русской природы».

Сам народный художник отметил, что «мир отнюдь не вращается вокруг искусства. Но сегодня оно — выразитель остроты момента. В советское время мы спорили: искусство для избранных или для каждого? Сегодня мне понятно, что оно — для каждого, но каждый обязан стать избранным. Родители должны сделать такими избранными, понимающими искусство своих детей.

А для этого стоит потрудиться: читать, думать, чувствовать. Обучаясь в США, я убедился в том, что если искусство национально, оно найдет интернациональное признание. По сравнению, например, с японским, русское искусство в мире мало известно. Мы еще не сказали своего слова так громко, как следует, развитие искусства продолжается».

Станьте свидетелями процесса этого развития. Посетите выставку, «послушайте» рассказы полотен о прошлом и настоящем России.

Фото автора.