Почему в Калуге подорожали яблоки?

О «молодильных» яблочках и чёрством хлебе

Не так давно наша газета рассказывала о сложной ситуации, в которой оказались калужские хлебопеки. Для тех, кто не в курсе, напомню, что местные производители хлеба оказались в своеобразной ловушке, устроенной торговыми сетями.

Вопреки федеральному законодательству торговые сети навязали хлебопекам кабальный договор, согласно которому они вынуждены забирать из магазинов свою непроданную продукцию. С теми, кто попытался возмутиться в подобной ситуации, сетевики действовали предельно жестко: попросту отказывались с ними сотрудничать. В итоге сетевые магазины заказывали хлеб, не обременяя себя вопросом, смогут ли они продать подобное количество. А производителям приходилось забирать назад непроданный хлеб и нести убытки.

Согласно опубликованным статистическим данным только в прошлом году в целом по стране торговые сети вернули производителям до трети хлеба. Потери хлебопеков составили 62 млрд рублей.

По информации руководителей Калужского хлебокомбината, только одно это предприятие в 2016 году потеряло от возврата 33 млн рублей. В первом квартале нынешнего года эта сумма составила 7 миллионов. Всего в нашей области действует 31 производитель хлебобулочных изделий. Так что общая сумма финансовых потерь калужских хлебопеков от произвола сетей составляет весьма внушительную сумму.

Данная проблема рассматривалась на заседании сессии Законодательного собрания области. После нашей публикации этот вопрос обсуждался также на рабочем совещании членов регионального правительства. Тогда губернатор Анатолий Артамонов призвал соответствующие ведомства вмешаться в ситуацию и защитить хлебопеков от произвола сетевиков. На федеральном уровне вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила с предложением принять закон, запрещающий возврат хлеба. Одним словом, проблема стала как-то решаться.

Честно говоря, лично у меня особых надежд на ее скорое разрешение не было и нет. Всем известно, какими лоббистскими способностями обладают сетевики.

Достаточно сказать, что федеральное Министерство промышленности и торговли тотчас же выступило против всяких попыток ограничить аппетиты торговых сетей. Мол, это не в духе рыночных отношений. (Согласитесь, странная позиция.)

Учитывая все это, для многих стало приятной неожиданностью известие о том, что с 1 июня 2017 года федеральные ритейлеры взяли на себя добровольное обязательство впредь не возвращать производителям хлеб, который не сумели продать. Подчеркну, они собираются это сделать на добровольных началах. Казалось, надо восхититься поступком сетевиков, кричать ура и бросать в воздух чепчики, но настораживает тот факт, что это решение никак не регламентировано и не оформлено законодательно. Все основано лишь на доброй воле и честном слове.

Но это, мягко говоря, несерьезно. Сегодня они дали слово, а завтра заберут его назад. Кроме того, по информации тех же калужских хлебопеков, по новым правилам начали работать далеко не все торговые сети. Большинство продолжает настаивать на возврате. Поэтому компетентным ведомствам ни в коем случае не следует ослаблять свое внимание в этом вопросе.

И вообще с сетевиками надо вести себя построже. Пока же признаемся, что на уровне государства так и не найден эффективный способ влияния на них.

В результате порой происходят удивительные вещи. На днях в одном из калужских сетевых магазинов я приобрел яблоки. Каково же было мое удивление, когда на кассе за пять среднего размера яблочек с меня попросили 168 рублей. Невольно подумалось, что мне посчастливилось купить сказочные молодильные яблоки. Но на этикетке информация об этом отсутствовала, как и то, что они, к примеру, были выращены в райском саду.

Тогда откуда такая беспредельная цена? Ведь еще недавно точно такие же яблоки стоили в два раза дешевле. Что случилось? В области в одночасье возник дефицит яблок? Вроде нет, на прилавках их в избытке. Но по информации регионального штаба по мониторингу цен, только

за минувшую неделю яблоки подорожали на 8 процентов. Рискну предположить, что причина взлета цен кроется не в сезонности, а банальном сговоре. Уже много раз бывало, что в магазинах различных сетей цены на те или иные продукты вдруг резко повышались одномоментно. И никто внятно не объяснял нам, почему это происходит.

Возвращаясь к тем же яблокам, отмечу еще один момент. Мы много слышим об успехах в деле импортозамещения, но на прилавках опять видим яблоки со всего света, но только не российские. Давайте вспомним, что недалеко от Калуги находится Белев, известный «яблочный край». Понятно, что сетевикам проще везти яблоки из Турции или Египта, чем покупать их у своих производителей. Расплачиваемся-то за эти странности и причуды мы с вами!