Скелет в шкафу

«Кабаре «Секонд хенд» — под таким смелым названием влетела в репертуар Калужского театра кукол первая ласточка — спектакль для взрослых.

Яркое, полное музыки, песен, трюковых номеров и юмора представление станет первой премьерой юбилейного, 25-го театрального сезона. Для опытного режиссера-постановщика Петра Васильева — это второе обращение к теме кабаре. В 2006 году он поставил спектакль «Кабаре на нитях» в Санкт-Петербургском театре «Пятое колесо» по собственному сценарию и сыграл в нем роль Ведущего. Художественный руководитель Калужского театра кукол Геннадий Скоков рассказал, что автор спектакля Петр Васильев уже поставил в нашем городе «Три поросенка», «Илью Муромца» и «Кошкин дом».

— Эти спектакли нравятся маленьким зрителям, и мы стараемся приглашать Петра Владимировича каждый год для новых постановок. Но он — известный режиссер, ставит не только на сцене своего «порта приписки», Петрозаводского театра кукол, на него «очередь» в театрах страны.

Все спектакли Петра Васильева отличаются по стилистике и технике исполнения. Он блестяще использует самые разные системы кукол: тростевые, планшетные, марионетки.

«Кабаре» — это концертное шоу, оригинальный сценарий написан самим режиссером. Кукол наши мастера-бутафоры в течение нескольких месяцев создавали по эскизам замечательного художника-постановщика Алевтины Торик. Она — лауреат премии «Золотая маска», постоянный соавтор Петра Васильева.

— Вы не боитесь того, что зрители будут сравнивать «Кабаре» с легендарным «Необыкновенным концертом» Сергея Образцова?

— Любой спектакль сравнивают с классическими образцами, но мы надеемся, что не разочаруем публику. Петр Васильев — представитель самой сильной сейчас в стране школы кукольников — петербургской.

— Режиссер приезжает не как в драму, где нужно поставить мизансцены. Он должен научить артистов работать с конкретными куклами очень сложной механики.

— Совершенно верно. Эти куклы могут выполнять удивительные трюки. Артисты учились работать с ними дни напролет, без выходных и праздников. Maг-факир, оперная певица, танцовщицы канкана, Петрушка, цыган требуют от актера вживания в образ, для того чтобы они стали яркими, эксцентричными персонажами.

Петр Васильев, лауреат российской театральной премии «Золотая маска», дал интервью прямо у ширмы.

— Как вас угораздило заняться именно кукольным театром?

— Я родился в рабочей семье на окраине Ленинграда. Лет с шести начал заниматься художественной самодеятельностью. И по окончании школы дорога была одна — в театр. В Лицее драматического искусства я получил среднее специальное образование как артист драмы. Преподавали педагоги Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Затем окончил факультет театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

— Но почему именно куклы? Ведь артиста не видно зрителям за ширмой!

— Это старое представление. В 80-х годах XX века актер вышел из-за ширмы и не собирается туда возвращаться. Появились новые постановочные ходы.

Наш театр — предметный, универсальный, синтетический. В театр кукол проникают элементы драмы, музыкального театра. Действительно, в театральном мире про кукловодов шутят как в музыкальном — про оркестровых альтистов. Но это лишь шутки!

— Я видела «Необыкновенный концерт» Сергея Образцова на сцене Калужской филармонии. Как вы надеетесь вытеснить воспоминания о его ярких образах, ведь культовый спектакль и по телевизору неоднократно показывали.

— В сравнении нет ничего страшного. Само название нашего спектакля — «Кабаре секонд-хенд» — снимает все претензии. Репризный, игровой конферанс затронет тему о том, что в мире уже все придумано, все — было.

Мы берем старые вещи, отряхиваем с них пыль и показываем по-новому. Куклы «Джипси кингс» будут исполнять зажигательные нестареющие хиты.

— Какую музыку вы слушаете в свободное время?

— В основном, слушая, выбираешь, что может пригодиться в работе. Люблю барокко — от Перселла до Монтеверди. Семья у нас музыкальная: младшая дочь учится играть на флейте, жена — джазовая певица.

— Вы в четвертый раз работаете в Калуге. Какова труппа нашего театра?

— Творческая, отзывчивая, трудолюбивая и трудоспособная. Дмитрий Кайев, Игорь Красовский, Евгений Макаров, Анастасия Клевцова, Ирина Кондратюк, Эльвира Смолькина, Светлана Рябова, Татьяна Сухорукова — со всеми работать легко и интересно. Возьмите в руки эту куклу…

…Режиссер «выводит» из-за ширмы скелет. Персонаж пританцовывает, машет руками, подбрасывает и ловит свой череп…

— Берите в правую руку…

— Тяжело, каждым пальцем нужно поднимать отдельный рычажок!

— С эстрадной трюковой марионеткой работать проще, сложнее передать чувства персонажа жестами…

…Спектакль будет появляться на афише театра не чаще раза в месяц. Если вам повезет раздобыть билет, вы попадаете в мир бурлеска, эксцентрики, иронии и волшебства!

Фото автора.