Дочки-матери кукольного дома

«Путешествие в мир кукол» предлагает Калужский музей-заповедник. Коллекция Марины Политовой знакомит с детскими игрушками, созданными как полвека, так и 250 лет назад.

Сбор коллекции начался в 1999 году, когда на день рождения собирательнице подарили куклу с именем Ванесса. Роскошное платье, утонченное фарфоровое личико определили страсть, ставшую затем профессией.

В коллекции представлены все виды кукол: народные обереги, этнографические куклы, театральные, авторские, антикварные, винтажные, современные. Само слово попало в русский язык из греческого, встречается в литературных памятниках с XV века.

Первоначально маленькая фигурка была прообразом иконы, обозначала божеств-охранителей. Примером таких кукол служат терафимы Ветхого Завета. А за тысячи лет до того неолитических «венер» наши предки вырезали из бивней мамонта.

Тряпичные куклы без лиц — точно такие, как матушкино благословение, спасавшее Василису Премудрую. «Куколка, хлебных крошек покушай, моего горя послушай», — обращалась к ней сиротка.

Основа экспозиции — куклы-барыни, маленькие хозяйки которых учились пользоваться предметами роскоши, играли с драгоценными подарками.

На отдельном стенде показана разъятая кукла, прозрачные глазки, фарфоровые зубки, поворотные механизмы, спрятанные в голове. Суставы кукол, шарниры также были подвижны, что позволило разнообразить игры. Удивительна кукла с тремя лицами: смеющимся, плачущим, спящим. Чепец с оборками прикрывал ненужные в данный момент игры лица.

В XVIII веке распространение среди знати получили «автоматоны», куклы с механизмом, которые могли вязать, ходить, танцевать… Они отвечали основной парадигме, образу мышления людей эпохи Просвещения. Исаак Ньютон полагал, что Вселенная — часы, созданные и заведенные Богом. Гений в детстве сам делал хитрые игрушки, мельницу, самодвижущуюся коляску.

Куклы на выставке просто пугают своим правдоподобием. Такой же, наверное, была кукла философа и физика Рене Декарта, которую он велел сделать после смерти любимой дочери. Волосы кукол делали из мохера, человеческих и конских волос. Головы — не только из фарфора, но и из воска, папье-маше, ткани.

Изготавливали кукол с моделей разных возрастов: дам, девочек, младенцев. Роскошные парижанки ростом с локоть рассылались вместе с рисунками туалетов для модных лавок, швейных мастерских из центров галантерейной индустрии. Кукла была одета в белье, корсет, платье, шляпу, чулки, туфли по последней моде. Кукольная одежда экспозиции сшита из тончайшего батиста, кисеи, расшита, пронизана мережками, ришелье.

«Какая удивительная кукла! Какой умный мастер ее создал! У куклы обычно голубые вытаращенные глаза, не человеческие и бессмысленные, вздернутый носик, губки бантиком, глупые белокурые кудряшки, точь-в-точь как у барашка. Кукла кажется счастливой по виду, но в действительности она глупа… А в этой кукле нет ничего кукольного. Клянусь, она может показаться девочкой, превращенной в куклу!» Эти слова Юрия Олеши из романа для детей «Три толстяка» подходят к большинству экспонатов. Выражение лица, глаз творений французских и немецких кукольников меняется в зависимости от угла зрения.

Изделия немецкого монополиста Армана Марселя производились с конца XIX века до 1948 года. Они были рассчитаны на потребителей разного достатка. Ходячие куклы, одетые в шелка, наверное, вызвали такой же фурор, как героиня «Трех толстяков». «Суок ступала маленькими шажками. Платье ее шевелилось, дрожало и шелестело. Сверкали паркеты. Она отражалась в них розовым облаком. Можно было подумать, что это маленькая цветочная корзинка плывет по огромной тихой реке».

Женщина-идеал, цветок, новая Ева-автомат была описана в десятках художественных произведений, ей даже посвящены опера («Сказки Гофмана») и балет («Коппелия»). Куклы экспозиции застыли в витринах, как девушки Вермеера. Рядом с ними — старые фотографии их маленьких хозяек в таких же платьях и с такими же прическами.

У таких драгоценных кукол был целый мир: дома, мебель, посуда, сани, прогулочные коляски, даже музыкальные инструменты. Художник Роберт Фальк, увидев в Германии 30-х годов XX века эти изделия, даже ужасался их правдоподобию. «Кухни, гаражи, конюшни — все это выработано с абсолютной точностью. Но скучно представить себе ребенка, заполняющего своими маленькими людьми, куклами, эти жилища».

Однако кроме пропаганды «вещизма» кукла несла важнейшую социальную функцию — была для девочки прообразом ребенка. В 1909 году компания «Каммер Рейнхард» выпустила в свет первого пупса. Такую куклу нужно было не наряжать, как мечту о красивом будущем, а пеленать, кормить, купать.

Современные производители пошли еще дальше. В 1996 году компания Mattel изготовила жующих кукол. Правда, этот шедевр техники питался не только пластмассовой кашей, но откусил пальчики у 35 пяти малышей… Экспонаты же Марины Политовой эстетичны и безопасны. И немецкие, и советские голыши дают простор воображению в игре «дочки-матери».

Все старинные артефакты когда-то вызывали восторг ребенка от подарка. Их любили, прижимали к сердцу, обряжали в кружева в мире, который казался таким прочным и уютным обитателям теплых просторных домов.

Серафим Саровский был уверен, что играющий ребенок «играет с Ангелом». Выставка вернет вас в детство и, может быть, подскажет купить своим подопечным не очередную видеоигру, а голыша-пупса или Катю с пухлыми ручками, говорящую при кивке: «Мама!»

Фото автора.