Горжусь своим дедом

Сколько книг уже написано о минувшей войне, сколько кинолент отснято, с младших классов в школах на уроках истории дети узнают о подвиге славных наших защитников.

Но еще важнее, чтобы в каждой семье поколение двадцать первого века знало о своих дедах и прадедах, прошедших страшную кровавую войну и завоевавших Победу.

Внук солдата Ивана Шамбера Юрий Рухлядко не поленился собрать массу бесценных архивных материалов и рассказать о своем деде.

«Мои предки с давних лет жили в селе Меленск Брянской области. Прадед Георгий Афанасьевич прошел Первую мировую, а его отец Афанасий Карпович — и Русско-японскую. Мог ли кто-то из них представить себе, что грянет новая беда?! Иван Георгиевич успешно закончил семилетку и поступил в Бежицкое ФЗО. После окончания был направлен в Тулу на военный завод.

Война началась, когда ему было всего восемнадцать. Всем тогда казалось, что она скоро закончится, и уж тем более невозможно было представить, что враг подойдет к столице. Через несколько месяцев противник сжал Тулу в полукольцо. Чтобы спасти заводы, их эвакуировали в тыл. Мой дед оказался в далеком Новосибирске. Завод работал на оборону, а это значило: недосыпание, усталость (работали по 12 — 14 часов в сутки), а паек становился с каждым днем все скуднее. И вот уже первое радостное известие – враг отброшен от Москвы!

Все работники завода имели бронь. Но мой дед все же добился своего – в 42-м он ушел на фронт. Боевой путь восемнадцатилетнего Ивана Шамбера подробно прописан в журнале боевых действий и других документах того времени. Ожесточенные сражения, порой рукопашные схватки, шли за каждый клочок земли. Как просчитались немцы! Они, конечно, не знали, что даже русские мальчишки умеют сражаться не хуже вышколенных фашистских асов.

В марте 43-го года часть, где служил дед, была направлена в Спас-Деменский район Калужской области, где шли тяжелые бои. Там фашисты сосредоточили свои отборные силы. Времени было в обрез, в спешке наше командование где-то допустило промашку: рекогносцировка местности была проведена без участия танковой бригады, что явно нарушало согласованность действий воинских подразделений. Но приказы не обсуждают – их выполняют.

Наши солдаты сразу попали под шквал огня противника. Пуля пробила деду предплечье и вылетела в области позвоночника. Поначалу в горячке боя он не почувствовал боли. Но вскоре от большой потери крови потерял сознание. Очнулся только в госпитале. Было долгое лечение, но правая рука уже не работала. За этот бой Иван Шамбер был награжден медалью «За отвагу».

После войны дед вернулся в родное село. Выучился на агронома, женился на моей бабушке Саше, которая в войну потеряла своих родителей. Ее отец Дмитрий Христофорович Глот до сих пор числится пропавшим без вести. Ну а дед обосновался в совхозе «Берновичский». Сначала работал агрономом, потом управляющим, а до пенсии — в должности главного агронома. Горжусь своим дедом, человеком честным, мудрым, с большим добрым сердцем. Каждое его слово всегда согревало душу.

Сердце Ивана Георгиевича Шамбера перестало биться почти шесть лет назад. Но вряд ли я забуду его слова, сказанные незадолго до смерти: «Хочется, чтобы больше нигде не было войны, чтобы всем людям на земле жилось свободно и вольготно. А дети наши чтобы знали, через что пришлось нам пройти».

Фото из семейного архива.