Очереди стали символом калужских поликлиник

Я, наверное, не сильно вас удивлю, если скажу, что в калужской медицине сегодня очень много проблем. Это низкое качество и низкая доступность медицинских услуг, нехватка врачей узкой специализации. Это зачастую неэффективная организация медицинской помощи (имею в виду и работу «Скорой помощи», и работу регистратур). Наконец, рост платных услуг, за последние годы их число выросло в два раза. Ну и, конечно, мало кого радует ползучий рост цен на лекарства в аптеках. Одним словом, проблем масса. В связи с этим меня очень удивляет, когда к ним искусственно добавляют еще новые. Взять, например, очереди в поликлиниках. Думаю, каждый из нас хотя бы раз проходил свои «семь кругов ада», прежде чем попасть на прием к врачу.

Некоторое время назад власти объявили о том, что решили окончательно покончить с очередями в поликлиниках. Пора, наконец, прекратить издеваться над людьми. Перестать гонять больных из кабинета в кабинет, а подчас из одного здания в другое. Мы, чай, не при царе Горохе живем, слава богу, есть современные технологии, которые позволят минимизировать и упростить этот процесс. В лечебных учреждениях началась всеобщая модернизация. Была поставлена задача добиться «эффективного управления потоками пациентов». Если перевести на общечеловеческий, доступный язык – очереди к врачу должны были кануть в прошлое.

Надо сказать, намерения весьма благие. Это же здорово! Не надо бежать спозаранку в поликлинику и с беспокойством ждать, когда начнут выдавать талоны. Зашел через интернет на сайт нужного тебе лечебного учреждения, кликнул мышью и записался на прием к врачу. Не надо сидеть часами в очередях, тратить свое время и нервы, достаточно подойти к назначенному сроку. Короче говоря, да здравствует технический прогресс! Но как это у нас часто бывает: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. На практике очереди в поликлиниках никуда не делись, а на мой субъективный взгляд, стали еще больше.

Приведу конкретный пример. После «модернизации» записаться на прием к педиатру можно только исключительно через сайт «Регистратура 40». О том, что вы не можете взять талон в регистратуре поликлиники, вас предупреждают с помощью объявления. Причем попасть к педиатру день в день или хотя бы за день невозможно. В лучшем случае надо записываться за неделю. Но когда вы приходите к назначенному сроку, у заветного кабинета вас ждет жестокое разочарование. Вы сталкиваетесь с тем, что существует две очереди – по записи и так называемая живая. Она состоит из родителей с детьми, которые не смогли записаться, но коим срочно понадобилось попасть к врачу. Вы узнаете, что педиатр принимает «через одного», и, визуально оценив стоящих перед кабинетом страждущих, тоскливо понимаете: вместо условных 9 часов в лучшем случае попадете в кабинет в 12, а то еще и позже. Помимо двух очередей, сразу появляются те, кто пытается обойти их со словами «мне на минуту, просто спросить» или «я только результаты анализов заберу».

Скажу также, что врачи по вполне объективным причинам практически всегда не могут уложиться в двенадцать нормативных минут, отведенных им на прием пациентов (интересно, а кто рассчитывал эти нормативы?). В итоге ни о каком качестве и комфорте нет и речи. А если учесть, что наряду со взрослыми в очередях по нескольку часов вынуждены мучиться больные дети, то легко можно представить, какой ад там творится.

Не могу не сказать еще об одном «сюрпризе», с которым пришлось столкнуться лично. Оказывается, теперь в детских поликлиниках нельзя взять медкарту ребенка для визита к врачу в другом учреждении. Вам в регистратуре не дадут ее в руки даже подержать – собственность поликлиники! Все анализы и диагностические исследования, которые будут проводиться непосредственно в поликлинике, подклеиваются в медкарту и на руки также не выдаются. Даже если вам они нужны для представления в другую медицинскую организацию. Хотя в любой частной клинике с этим не возникает никаких проблем.

Кто-нибудь объяснит мне, где здесь логика? Почему у нас от всех нововведений людям становится только хуже, и они начинают испытывать дополнительные проблемы? Чиновники от здравоохранения в курсе того, что их затея с электронной очередью благополучно провалилась? Или для них самое главное было отрапортовать об «успешном внедрении современных информационных технологий»?

Я не уверен, что когда-нибудь смогу получить ответы на эти вопросы. Но очевидно, что с нынешней абсурдной ситуацией надо что-то делать. По идее, было бы разумным организовать прием у двух врачей: один принимает по записи, другой — в экстренных случаях. Но мы прекрасно знаем, что врачей-педиатров в Калуге остро не хватает. Поэтому предлагаю или перевести прием строго по электронной записи, или вообще ее отменить, вернуться к тому, что было раньше. Эта система, конечно, тоже крайне неудобна, но, по крайней мере, будет больше ясности.

Вообще, на мой взгляд, у нас на государственном уровне делается все для того, чтобы сподвигнуть граждан отказаться от бесплатной медицины. Суть всех «реформ» на практике сводится к тому, чтобы доставить пациентам неудобства. Посидим мы раз-другой несколько часов в очередях, столкнемся в очередной раз с раздражением и непониманием медперсонала и, плюнув на все, пойдем в частные клиники, где нет очередей, а персонал приветлив. Правда, для этого нужны деньги, и, прямо скажем, немалые. Но как говорится, это уже наши проблемы.