Весь вечер на арене

Ребенок привлекает внимание эпатажным поведением. Что это — ростки клоунского таланта или способ повысить свой низкий рейтинг?

В каждом классе всегда были и есть шутники, готовые ради «всеобщей славы» подурачить соседей по парте или учительницу. Их веселый талант чаще всего ценится одноклассниками, но отвергается педагогами. Дуракаваляние, по мнению последних, не идет на пользу дисциплине в классе, да и сами «дураки» больше страдают от своих выходок, чем приобретают.

Что делать, если таким клоуном стал ваш собственный отпрыск? Разобраться в причинах, так как нередко они лежат в семейной плоскости.

Чаще дети начинают паясничать в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, а далее, если это не проявилось раньше, — в подростковом периоде.

Постоянное кривлянье и желание рассмешить коллектив, конечно, может говорить о проявлениях актерских способностей. Но чаще всего шутник прикрывает свою неуверенность, неумение, отвлекает внимание от своих проблем и пытается таким способом повысить низкую самооценку и утвердиться в группе.

Если речь идет о детском саде, то ситуация может быть следующая. В подготовительной группе сегодня большинство детей знают буквы и цифры, а кто-то уже и бегло читает. В числе «незнаек» кто-то один возьмет на себя роль шута горохового, которому будет все нипочем: зато он веселый парень!

Бывает, что малыш недополучает любви и внимания от мамы и папы, тогда он может пытаться восполнить этот пробел в коллективе. В садике, школе, секции, во дворе, на детской площадке, перед соседями он хохмит, а у самого, быть может, в это время кошки на душе скребут.

Если вы заметили, что ваше чадо то и дело примеряет на себя роль клоуна или клоунессы, ни в коем случае не наказывайте за паясничанье. Особенно публично. Наказание — это реакция, которой и добивается ребенок. Оно может лишь усилить желание делать так же. Лучше спокойно сказать ребенку, что вам не нравится его поведение и вы ждете, когда он прекратит так себя вести, чтобы вместе заняться чем-то интересным. Далее следует назвать совместный вид деятельности.

Родителям же стоит поставить перед собой вопросы. Первый из них — а не думают ли ваши сынишка или дочурка, что их любят за какие-то их старания и достижения? Может быть, веселя вас и других, они очень хотят, чтобы их полюбили, погладили по головке или просто заметили?..

Все ли мы делаем, чтобы помочь реализоваться способностям маленького человека? Бывает, что творческая натура прет из дитя не совсем понятным способом. Психологи в этом случае говорят о смешении акцентов и ролей. Если помочь поменять роль шута на другую, отвечающую внутренним потребностям, то неадекватное поведение со временем изменится.

Еще один вопрос: нет ли в семье дефицита внимания к переживаниям и чувствам ребенка? Невозмутимые родители могут не замечать тихие детские эмоции, и тогда, чтобы достучаться до нас, в ход идет тяжелая артиллерия. Помните, как герой фильма «Курьер» метнул в стену настоящее копье, подаренное ему ушедшим из семьи отцом? Мама от поступка сына была в шоке, но лишь тогда начала осознавать, что творится у того на душе. Не хотите, чтобы ваш наследник «сносил крышу» чем-то подобным, не игнорируйте.