Чувство меры

«Время измерять» — так названа выставка, проходящая в Калужском областном краеведческом музее. Ее создатели вытащили из закромов хранилища и стародавние блестящие позолотой ценности, и мелочи жизни, обыкновенные еще двадцать лет назад.

Человек, в отличие от животных, устроен так, что ему все надо измерять. Сколько раз прокукует кукушка? Сколько километров до моря? Счет подобен заклинанию, то, что мы измерили, кажется предсказуемым, неопасным. Но именно кажется. Ньютон представлял себе мир как часы, которые Бог-часовщик создал, завел и удалился.

Наверное, по образу тех великих часов созданы мастерами раритетные каминные часы с архангелом, повергшим сатану. Точность для современного человека — добродетель, «вежливость королей». А ведь до 1000 года люди прекрасно обходились без них — жили по солнцу, луне, церковным колоколам. Да и те, кто пользовался бронзовыми каминными часами ХIХ века, не крутились, как белка в колесе, а чинно читали толстые романы, как украшающая вся их фигурка.

Часы — своего рода механическая игрушка, и к приводному механизму присоединяли не только кукушек. Лучник, следящий за временем с циферблата XIX века «проводил» каждую секунду глазами, «кричал» ежечасно. Часики не для слабонервных!

Великолепные мраморные часы соседствует с хронометрами ХХ века, а вот такие часики есть и у вас, читатель! Разве им место в музее? Конечно, ведь история не то, что было, а то, что было, есть и будет. Она стоит вокруг нас, как лес.

Остроумно решена проблема опоздания к обеду для летних прогулок по саду. Солнечные часы не только показывают время при движении тени. Лупа, наведенная на маленькую пушечку, поджигает порох в полдень, и пушечка дает сигнал! Главное было — не оказаться в этот момент на пути ядра…

Гораздо раньше, чем часы, люди начали использовать весы. Для торговли они необходимы, поэтому экспозиция дополнена портретами купцов и купчих.

Вот переносные весы (пурка) для «определения натуры зерна» — чем тяжелее определенный объем зерна, тем в нем больше белка, выше качество муки и хлеба. Русский разбивной разновес 1786 года позволял взвешивать в ныне непонятных мерах — золотниках, фунтах.

В витрине соседствуют чугунные и стальные гири 1735 и 1932 годов. Весы-безмены украшались насечками, орнаментами, даже гербом Калуги. Мастер Федор Даманов в 1834 году сделал изящный безмен из дерева, медного сплава и кожи. Изящные разновесы для лабораторных весов хранятся в футлярах с бархатным дном. Измеряли и жидкость, особенно горячительную. Мерная кружка, или шкалик, включала полчарки, или 61,5 миллилитра.

А как мерили землю-кормилицу, ткани? Кованый аршин изготовил тульский мастер Голанов в 1910 году. Равняется он 28 дюймам, или 0,7112 метра. Так что на свой аршин мерить не приходится! Сажень, оказывается, — это расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой, если они расставлены. В саженях измерял дорогу неизвестный автор филигранного чертежа, выполненного в 1822 году в Царском Селе. И стоки у дорог были, вот бы возродить эту традицию!

Экспозиция изобилует старинными планами и картами. На плане Калуги XIX века еще показан Жировский овраг, засыпанный ныне. Роскошные чертежные наборы, готовальни в коже и бархате были орудием труда инженера. Ребята чертили с помощью школьных циркулей «козья ножка».

О докалькуляторной эпохе напоминает логарифмическая линейка, принадлежавшая в 70-е годы ХХ века заслуженному железнодорожнику А. Фещенко. Считать на ней — удовольствие, похожие на фокус. Каждый раз удивляешься — почему получалось правильно? Рядом — легендарный учебник — «Арифметика» Леонтия Магницкого, бывшая основным учебником математики с начала и до середины XVIII века.

Один экспонат архиактуален сегодня — это счетчик калорий. Он был выпущен в СССР в 80-е годы ХХ века. А если им не пользоваться, то могут понадобиться другие приборы — медицинские тонометры для измерения артериального давления. Представлен самый надежный и точный, ртутный тонометр, но мы уже привыкли к запястным автоматическим приспособлениям. Фотография еще совсем недавно была целой наукой, требовавшей много знаний, умений, оборудования, а не только способности нажимать на кнопочку.

Разнообразные фотоэкспонометры, дальномеры позволяли сделать прекрасный четкий кадр оптическим фотоаппаратом. Штангенциркуль — прибор для высокоточных измерений — точность измерения составляет в некоторых моделях сотые доли миллиметра.

Состояние погоды точно характеризуют термометр и барометр. Барометр, которым пользовался Калужский врач Николай Образцов (1860 — 1932) и сейчас как новенький, а сделан больше ста лет назад!

Все эти и еще множество экспонатов окружают детальный макет Калужской крепости, выполненный резчиком, членом Союза художников России Евгением Столяровым.

Люди, жившие в ней, мерили пудами и саженями, но они, как и мы, приверженцы системы СИ, верили в возможность контроля над реальностью. Пифагор полагал, что мир состоит из чисел. Посетив экспозицию, вы поймете, что у него были основания для этого утверждения. В добрый час!

Фото автора.