Оптинская тишина

«Русская тишина» — так назвал экспозицию своих картин Илья Яценко. Выставка сюжетов Оптиной пустыни проходит в доме Цыплаковых в Козельске.

До конца января зрители смогут оценить двенадцать работ, посвященных прославленной классиками монашеской обители. Они написаны с этюдов, созданных в том месте, где находили утешение и наставление Лев Толстой, Федор Достоевский, Владимир Соловьев. Монахи, завидя Илью Яценко с этюдником, приветствовали его: «Это наш певец скита идет!».

Путь к работе был долгим. Илья родился в подмосковном Зеленограде, в семье инженеров. Выпускник детской художественной школы с отличием окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова.

Уже в четырнадцать лет Илья пришел к православию. Темой его дипломной работы «За исцелением» стала очередь паломников к мощам целителя Пантелеимона.

Духовный отец художника, протоиерей Александр Салтыков, часто посылал его к схимандриту Илию (Ноздрину) за советом в Оптину пустынь. Впечатления были так сильны, что Илья Яценко с супругой, иконописцем, перебрались в 2010 году в Козельск.

Художник смолоду получал поощрение своего творчества: он дважды был стипендиатом Президента РФ, стипендиатом Министерства культуры РФ.

Его персональные выставки проходили не только в родном Зеленограде, в Могилеве, но и (совместно с Джоном Вурдеманом) в Нью-Йорке, грузинском городе Сигнахи.

Крепкие традиции реалистической школы как нельзя более подходят к изображению Оптиной пустыни.

Зрителю важны конкретные приметы тех тропок, по которым проходили гении русской литературы и философии. Дорогу от Козельска к Оптиной пустыни и от ее храмов — к скиту описал Федор Достоевский в романе «Братья Карамазовы». Старец Амвросий стал прототипом Зосимы, а его приятие мира — ответом бунту Ивана Карамазова. Вот это крыльцо послужило прототипом того места, где старец Зосима отвечал на вопросы паломниц — и крестьянок, и дворянок. Перистые ветви сосен над домиком те же, что и в XIX веке!

Жизнь художника движется в тренде: он переселился из Москвы в Козельск, его пропитанные православием картины приобретены московским Citi Bank, музеем МГАХИ им. Сурикова, владельцами частных коллекций из США, Германии, Великобритании, Литвы, Грузии. Безмятежная тишина святых мест востребована, как родниковая вода!