Краски прошлого и будущего

Традиционная областная итоговая выставка-конкурс имени Афанасия Куликова встала в Калужском областном музее изобразительных искусств, как цветущее дерево.

Глаза разбегаются при виде сокровищ, приготовленных для зрителей мастерами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. И заслуженные художники России, и недавние выпускники учебных заведений представили работы изысканные по исполнению и неординарные по замыслу. Совершенно непонятно, как комиссия будет выбирать из горы драгоценностей самые яркие. Но зрителям это неважно, каждый гость найдет в двух залах объекты для восхищения и удивления.

В залах пахнет невысохшими красками — по условию конкурса работы должны быть новыми, ранее не выставлявшимися.

Татьяна Духанова поставила «Жасмин» в две вазы, прописав изысканный фон, как блики в талой воде. У Марины Свириной было такое радостное «Настроение», что герберы и апельсины спорят яркостью с солнцем. Что может быть прозаичнее чугунной сковороды и эмалированной кастрюли? Однако Роман Шахрай свел их в натюрморте, наполненном многозначительных контрастов.

Варианты закуски в суровых мужских композициях Сергея Горушкина, Евгения Пухова и Льва Рыжова так выписаны, что слюнки текут, кажется, ощущаешь запах копченой рыбы, красного винограда.

Анатолий Жлабович изобразил себя с друзьями на пленэре как «Художественный спецназ «Пчелка-2». Действительно, задача живописца — похитить нектар у цветка, ухватить красоту мига.

Как обычно, поражают кропотливостью работы Марины Гусевой. Триптих «Окна времени» показал три возраста женщины, едва выглядывающей из своего хрупкого мира цветов, сластей.

Композиция из пяти графических листов Анатолия Мощелкова посвящена грядущему 470-летию канонизации Александра Невского. 

Деревянная скульптурная композиция Николая Котика показала семейство оленей, слушающих тишину. Тактичное использование естественной фактуры древесины делает образы лесных обитателей мягкими и достоверными.

«Масленица» Геннадия Мясникова показывает калужскую площадь Старый Торг в разгар народного гулянья со сбитнем, катанием на тройках, каруселью и кукольным вертепом. Много пронзительных произведений посвящено уходящей, разрушаемой день за днем архитектурной красоте нашего края.

Виктор Красильников надеется, что раз «Восстают храмы», возродятся и городские деревянные постройки. Геннадий Арапов рисует «Русь вековую», как монастырь с затейливыми башенками в обрамлении кольца крепких изб. Такова же «Зима» Людмилы Ведяевой, где домики укутаны пуховым платком снегов.

Андрей Гришин создал эпичный «Вечер над Угрой», где тишина синих далей и неторопливое течение еще не замерзшей реки помнят древнее Стояние.

Михаил Пичугин в триптихе «Уходящая натура» детально показал три деревянных строения. Гармоничность, осмысленность всех элементов конструкции и декора уже невоспроизводимы. Соотношение большого и малого, символизм узоров, сочетание прочности и удобства — свидетельство канувшей в Лету культуры простых мастеров, из которых и состоял народ. 

Виктория Пилипенко надеется на лучшее вместе со своей «Синей птицей» весны, так похожей на языческие печенья «жаворонок».Татьяна Астахова в чайном сервизе «Крыши Питера» вспомнила роспись фарфора русскими авангардистами. Инга Хмельниченко слепила фигурки животных, как этюды по зоопсихологии, так полны ее коты и собаки чувства и мысли.

Серия керамических картин-панно Елизаветы Краско «Весна. Грачи прилетели» поэтизирует самые неприглядные дни ранней весны. Серые многоэтажки, на дорогах — грязь непролазная, но в голых ветвях тополей галдят вестники новой жизни, а она прекрасна!

Сергей Пилипенко выступил с очередным комплектом своей эксклюзивной скульптурной мебели. «Под небом голубым» можно посидеть на диванчике-подсолнухе, достать книжку из шкафа-цапли. Татьяна Килина создало из фаянса причудливые светильники, назвав композицию «Весна идет!».

Богатая экспозиция, которую хочется рассматривать не один час, дает ощущение не просто радости, а ликования. Представленные работы утверждают жизнь, даже показывая ее горести. «Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен!» Не пропустите возможность попутешествовать по залам, а потом сравнить свою оценку работ с мнением комиссии.

Фото автора.