Четыреста лет до ремонта

Как ремонтировать — и ремонтировать ли — жилые дома, являющиеся объектами культурного наследия? 

Вопросы, ставшие головной болью чиновников. А для жителей домов-памятников остро стоят другие вопросы — простоит ли их жилье до начала работ на доме, не рухнет ли стена, не обвалится ли потолок на голову?..

Тот, кто видел, снаружи и изнутри, дома на улице Воскресенской в Калуге, кто бывал в старых домах на Карпова, Чебышева и Дарвина, знает главную проблему жильцов. По всем признакам их жилье можно было бы признать аварийным, после чего расселить в новостройки. Здание в дальнейшем ждет снос. Но, перефразируя персонажа комедии Гайдая, можно выразиться следующим образом: кто его снесет — оно же памятник! Его можно только реставрировать, а на это у города денег нет. Оттого и мучаются люди.

Исторические дома можно ремонтировать из средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Как известно, жильцы таких домов не освобождены от обязанности платить взносы как в «общий котел», так и аккумулировать их на спецсчете. 

Однако в списке домов, которые вошли в программу капремонта на этот год, мы не обнаружили ни одного дома-памятника. В краткосрочном плане по ремонту на следующие два года обнаружились только два таких жилых объекта — один дом на Воскресенской (дом Сысоевой) и один — на Ленина.

Получается, что в год по программе ремонтируется не более одного дома — объекта культурного наследия. Путем простейших вычислений приходим к выводу: на то, чтобы привести в порядок 400 имеющихся старых зданий, понадобится такое же количество лет. Понятно, что до финиша большинство не дотянет.

На вопрос корреспондента газеты, почему, несмотря на возраст зданий, культурно-исторические объекты не спешат ремонтировать, последовал парадоксальный, на наш взгляд, ответ: они лучше сохранились. То есть пятидесятилетние хрущевки разваливаются гораздо быстрее, чем двухсотлетние усадьбы.

Что-то подсказывает нам, что дело не только в качестве дореволюционного и советского строительства. В старых двух-трехэтажных домах собираемость взносов на порядок ниже, чем в пятиэтажках, а расходы на ремонт едва ли не в два раза выше.

Очевидно, что существующий порядок ремонта жилых зданий по программе фонда не спасет наше историческое наследие, если не погубит его окончательно. Нужна отдельная программа помощи таким домам наподобие «Старого города». Хотелось бы, чтобы разговоры властей о самобытности Калуги и ее застывшем в веках прошлом подкреплялись реальными вложениями в настоящем.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.