Бетховен на «Пикнике»

Концерт рок-группы «Пикник» в зале «Арены КТЗ» прошел с переаншлагом. Причем аплодировали, свистели, танцевали, дарили цветы молодые и очень молодые фанаты ансамбля, отметившего 35-летие.

В чем секрет вечной молодости «Пикника»? Его руководитель, автор песен Эдмунд Шклярский, в отцы большинству зрителей годится. Он отнюдь не обладает таким физическим магнетизмом, как, например, Вячеслав Бутусов и Борис Гребенщиков. Тексты песен очень сложны, насыщены отсылками к произведениям мировой литературы, их нужно разгадывать, как ребусы. Так за что же их любят так долго? Во-первых, рок-н-ролл не мертв, он как был музыкой бунта, так и остался, а бунт — естественное состояние подростков. Во-вторых, мощная культурная база лидеров группы так широка, что на ней помещаются поклонники самых разных мировоззрений.

Рок-группа возникла в Ленинграде в 1978 году из студентов Политехнического университета. Культовая тогда и сейчас повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» дала название коллективу. В 1981 году к нему присоединился студент того же вуза Шклярский и стал бессменным вокалистом, гитаристом, клавиристом, настоящим автором «Пикника».

Сценический образ Эдмунда — шляпы, темные очки — не дает представления о его личности. На самом деле Шклярский — типичный питерский интеллигент-технарь, сдержанный в мимике и жестах, с тихим голосом, небыстрой речью. На наш вопрос, повлияли ли психотропные средства на картины, феерический дизайн концертов, лидер группы ответил: «Грибочками не балуемся».

Поляк по крови, музыкант с детства одинаково владел и русским, и польским языками. В 1991 году Эдмунд Шклярский предпринял пешее паломничество к Папе Римскому, посетившему польский город Ченстохова. О какой книге, о каком философском направлении, художнике ни спроси мэтра — все он читал, видел, и эта база очень чувствуется в богатом на образы искусстве «Пикника». Постоянные «герои» концертов — Электрический рот, Гитара на ходулях, Живая виолончель, Указующий палец и другие персонажи с живописных полотен лидера группы. Но в этом концерте главным действующим лицом шестидесятилетний Эдмунд Шклярский стал не только как музыкант и певец, но и как драматический актер.

Премьера действия состоялась в Светлановском зале Московского дома музыки, на одной из престижнейших площадок страны. Там даже действовал дресс-код вечерней одежды для зрителей. На «Арене», напротив, все было демократично, фанаты в джинсах устроили танцы в амфитеатре и партере. Юбилейный тур из почти ста концертов волной охватит всю страну от Калининграда до Дальнего Востока, в Калуге же он ревел тайфуном. Калужане аплодировали и песням — визитным карточкам группы («Иероглиф», «Вечера», «Египтянин»), и многоголосью «Любо, братцы, любо». Эдмунд Шклярский вывел на сцену не только старых друзей: Леонида Кирноса (ударные), Марата Корчемного (бас-гитара, бэк-вокал), но и своего сына Станислава. Он еще в 1997 году участвовал в записи альбомов, а в 2008-м впервые вышел на сцену. По образованию Станислав тоже технарь, окончил Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, так что «зрит в корень».

«Бетховен» играл на огнедышащем органе, Шклярский пожимал десятиметровую десницу медного гостя — неописуемые эффекты сопровождали концерт!

Музыканты — не только звезды эстрады. Если у вас есть телескоп, посмотрите на небо — там светится система двух звезд, подаренная артистам и названная «Пикник».

Группа, выпустившая 21 альбом и девять сборников, не теряет тонуса. Увлекают и вокал, и неистощимые декорационные находки, и пламя в чашах, и воздушные шары, и авангардистские клипы, и феерия света. Не побоимся сказать, что по напору это действо похоже на легендарную «Поп-механику» Сергея Курехина. Музыковеды относят «Пикник» к целому кусту направлений: арт-рок, прогрессивный рок, новая волна, готика-рок, экспериментальный рок, психоделический рок, хард-рок. И все это — правда, и все это было на концерте.

Декорации Константина Петрова выглядели как миражи. Действительно, мэтр прав: никаких грибов не надо, если есть магия творчества. Ведущий вечера, Амадеус, провоцировал гостей мысленно примерить необычные маски. Прозвучали не только лучшие песни за историю группы, но и стихи Эдмунда Шклярского. Концерт-спектакль стал бомбой калужского музыкального сезона, впрочем, как и российского. Магическое представление не случайно развернулось на фоне страниц книги — базовой декорации. Слово поэта — исток культуры.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.