Сапоги Козьмы Пруткова

Захватывающая, как Зазеркалье Алисы, экспозиция проходит в Калужском областном музее изобразительных искусств. Книга художника, жанр, родившийся в революционные годы русского футуризма, сегодня получил развитие благодаря Михаилу Погарскому.

Подхватив крылатую фразу: «Пушкин — Солнце русской литературы», художники уподобили других авторов планетам (Меркурий — Лермонтов, Венера — Гоголь, Марс — Маяковский, Юпитер — Платонов, Уран — Хармс, Нептун — Хлебников, Плутон — Крученых). Более 150 работ, созданных с искренней любовью к гениям, раскрывают мир их произведений.

Книга — объект Александра Панкина, составленная из подлинных обложек изданий 1938 — 1941 годов — и крест, и пропеллер бунтаря Хлебникова, «будетлянина», «председателя Земного шара». Вот бы посмотреть в калейдо-скоп «Перевертень Велимира Хлебникова», созданный Гюнель Юран! 

Фаворит экспозиции — «литератор», созданный братьями Жемчужниковыми и Алексеем Толстым, — Козьма Прутков. Гвоздь выставки — обувь без подметок, подбитая изречением «Не ходи по косогору — сапоги стопчешь» — творение Михаила Погарского. 

Сергей Смирнов создал «Сундучок афоризмов», полный перлов: «Кто не берет — тому дано», «Если у тебя есть фонтан — заткни его. Дай отдохнуть и фонтану».

Валерий Корчагин составил «Житие Козьмы», где портрет сатирика обрамляют комиксы-клеммы с изречениями: «Не все стриги, что растет», «Глядя на мир, нельзя не удивляться»… 

Дмитрий Турбин составил из спичечных коробков складень с изображением бичуемых Прутковым персонажей. Этот паноптикум паразитов и ныне с нами!

Навеянная произведениями Владимира Маяковского книга-раскладка «Небоскреб в разрезе» создана Виктором Гоппе, Виктором Лукиным и Владимиром Корчагиным.

Гюнель Юран сумела «отыскать» тот самый засохший дубовый листок, с которым сравнивал себя юный Михаил Лермонтов. Мария Арендт дала портрет творчества Гоголя, как сорочку, вышитую дикими травами и заветным цветком папоротника.

Ощущение аттракциона, игры наполняет пространство. Все экспонаты талантливы, самобытны и в то же время четко продолжают линию русского футуризма в XXI веке. Лишенные претенциозности предметы говорят на «ты» со зрителем, так и просятся в руки — вот он, истинный интерактив!

Приходите поиграть с искусством, как с пушистым котом!