Галерея имени Людмилы

 

Экспозиция, посвященная столетию со дня рождения Людмилы Климентовской, открылась в Калужском областном музее изобразительных искусств.

Вдобавок с работами этой заслуженной художницы можно познакомиться в любое время в ее галерее на Театральной улице. Мы попросили куратора выставки, искусствоведа Владимира Обухова раскрыть секрет успешности мастера. 

— В Калуге и было, и есть много хороших художников, а персональная галерея лишь одна. Почему?

— Первоначально предполагалось создать галерею заслуженных художников, работавших в Калуге. Но в 2000 году подоспел большой дар дочери Людмилы Климентовской, Галины Борисовой, и ее картины заполнили все пространство. Кроме того, ее искусство понятно, обаятельно, народно. Лирика есенинского толка была всегда любима и публикой, и руководством.

— Вы тесно общались?

— Она просила меня делать все ее персональные выставки начиная с 1986 года. Почти двухметровое полотно 2000 года «Ели», представленное в экспозиции, не завершено…

Последние годы она не выходила из дома, писала по старым этюдам, фотографиям. Но на выставке много разных работ, выполненных на пленэре. С годами проявляется ценность творчества Людмилы Александровны. Она — крепкий профессионал, реалист советской эпохи. Хорошо уже то, что в этих картинах не звенит металл монет, не шуршат ассигнации, они сделаны без оглядки на продажу. 

— Как складывалась биография художницы?

— Людмила Александровна любила рассказывать о своей жизни, и начало ее пути было сногсшибательным. Если бы не Великая Отечественная война, Климентовская была бы известнейшим столичным театральным художником. Людмила Александровна окончила Рязанское художественное училище, вышла замуж за актера Михаила Борисова. 

В предвоенную пору супруги работали в Ленинграде. Людмилу как комсомолку приняли в художественный цех Кировского театра. Вернувшийся к этому времени из эмиграции художник Иван Билибин восстанавливал декорации своих дореволюционных спектаклей. По эскизам этого яркого мирискусника Климентовская сделала макет, который очень понравился мастеру. И ей предложили место художника Большого театра в 1941 году! Но в этот момент в главном театре страны пришла в негодность механика сцены, декораторы не требовались. Юную художницу временно направили в драматический театр им. Ермоловой. 

Грянула война, муж ушел на фронт, а Людмила с маленьким ребенком уехала к матери, на Рязанщину. В Рязани Людмила Климентовская работала директором художественного музея. С фронта вернулся муж с тяжелой контузией, не совместимой с профессией актера, он стал партийным работником. 

Михаила Борисова перебрасывали с места на место, и жена его сопровождала. Она довольно долго работала в Севастополе как театральный художник. Работа этого периода «Севастопольская панорама.1947» представлена в экспозиции. В 1950 году, работая в Калининграде, она стала одним из организаторов создания Союза художников СССР, возглавила его местное отделение.

Супруги переехали в Калугу в 1951 году, и здесь Людмила Александровна стала художником-станковистом. Людмила Климентовская много лет возглавляла партийную организацию Калужского отделения Союза художников, участвовала в первом съезде союза, состоявшемся в московском Манеже. Она любила рассказывать, как народный художник СССР Михаил Ромадин так заинтересовался ее елочками, что выспросил рецептуру этого черно-зеленого цвета.

Людмила Александровна была человеком жестким, боевого характера. Художнику не прожить без «каменных локтей», ведь шла борьба за заказы, закупки картин музеями. Социальный заказ на искусство насытил страну живыми художниками, которые зарабатывали только творчеством. 

Людмила Александровна родилась в семье священника и в конце жизни вернулась к вере. Замечаю, что чем жестче художник в жизни, тем лиричнее его работы, и у Климентовской эта закономерность подтвердилась.

Действительно, выставка создает умиротворенные настроения своими чисто русскими пейзажами и натюрмортами. Искусствовед Михаил Днепровский отметил, «что ценным качеством творчества Людмилы Климентовской является сочность и звучность живописи, плотность цвета, верная и убедительная передача материала, смелые, но оправданные применения резких контрастов».

Яркий натюрморт «Русская рябина» художница подарила Женскому конгрессу мира в Москве (1963 год), сейчас он находится в музее Копенгагена. 

Особый интерес представляет серия «Калуга времен Циолковского». Пейзажи бережно воссозданы по расспросам коренных жителей, старым фотографиям. Огороды в пойме Оки, «Тропинка Циолковского», ведущая от реки к Смоленке, — теперь эти картины — документ времени. 

Подробно отражено строительство места на въезде в Калугу, и пейзаж ее просто неузнаваем. В «Резном деревянном домике» 1965 года трудно признать нынешний Дом мастеров. Палаты Коробовых стоят буквально в чистом поле — в 1960 году их окружение еще не было застроено. Людмила Климентовская создала большой цикл работ, посвященных гениальному провидцу — самоучке, и некоторые из этих картин прибыли на выставку из Музея истории космонавтики. 

Удачная метафора художницы — холст «Мещерский край — родина К.Э. Циолковского». Над талой водой стоят мощные стволы елей, как ракеты перед стартом. Память Рязанского детства запечатлена на картине «Есенинский край», где в цветущем разнотравье вольно резвится клен. Все сезоны поддались кисти мастера, но звонче всего звучит на ее холстах ранняя весна, когда с неба начинает раздаваться пение жаворонка. Художница разработала ряд приемов для изображения прозрачности леса, столкнула в контрасте вечную плотность елей и ажурность вербы. 

Теплые работы побудят посетителей выставки внимательно оглянуться по сторонам, обратиться к красоте будней Калуги, яркому увяданию среднерусской природы.