Бумажные ангелы 

Для всех, кто любит Калугу, экспозиция «Городской пейзаж в графике» станет дорогим подарком. Калужский музей изобразительных искусств представил выставку 240-летию Калужской губернии.

Калуга славится не столько отдельными строениями, сколько безупречными гармоничными архитектурными ансамблями. Задача современных строителей — разрушить хрупкое равновесие красоты. Экспозиция подобна арбитру, которой безжалостно ведет счет потерям города, показывает, что еще можно спасти.

Около сорока акварелей, гуашей, офортов, линогравюр созданы художниками разных поколений. Пейзажи запечатлели Калугу за девяносто лет — с 1919-го по 2009 год.

Подлинный документ времени — акварель «Дом художника А.А. Ростиславова в Калуге» кисти Александра Покровского.

Офорт Матвея Доброва «Каменный мост в Калуге» поражает научной точностью рисунка. Знаменитый дом Золотаревых — «супермодель» для художников всех поколений, и работа Всеволода Левандовского — одна из самых лиричных. Достоверность в изображении не только строений, но и городских посадок — достоинства акварелей Леонида Межекова.

Серия гравюр Филиппа Елгина запечатлела Калугу 70-х годов ХХ века — во всех подробностях идеального состояния каменных зданий и еще прекрасно сохранившихся деревянных домиков ХIХ века.

Гурий Захаров, напротив, в своей сюите офортов обобщил архитектурные детали.

Наследник классических традиций, мастер акварели Сергей Андрияка изобразил наш город как место действия романов Достоевского и Гончарова. Видишь акварели и знаешь — этих зданий нет, они снесены.

Изысканные переплетения линий офортов Дмитрия Иванова, монументальность листов Александра Шубина несут чувства искреннего патриотизма, восхищения мастеров своим городом. 

Фантазии на тему истории Калуги Ирины Калышанской дышат сказкой, их герои — и ангелы, и люди, и птица Гамаюн, и ракеты, и царевны. «…И тихо падал снег» — признание в любви красе и нежности двум «стрелкам» города у истока Воскресенской улицы. Ангелы сыплют по бумаге ручного литья снежные розы на деревья, калужан, модерн и классицизм строений. Как бы архитекторам, изменяя облик Калуги, не выбросить с «водой» ветхих ординарных строений «ребенка» ее уюта, соразмерности, неповторимость духа. «Здесь Русью пахнет», сохраним воздух Родины.