Старейшие театры вышли на парад

На калужской сцене прошёл парад моноспектаклей

Театралы смогли насладиться самыми разными дарами VI Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге». Редкая возможность, не покидая города, увидеть творчество мастеров Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Пензы и других городов.

В этом году фестиваль отрастил второе крыло. На малых сценах города прошла программа моноспектаклей «Актёр&Коврик».

Зачем вообще нужен фестиваль? Он даёт возможность культурным людям увидеть произведения искусства, причём один раз. Директор нашей драмы Александр Кривовичев рассказал нам в одном из интервью, что даже на шедевре Эймунтаса Някрошюса «Идиот» зал был полон лишь в первый вечер, а во второй — пуст на две трети. Пришли те люди, что выключают мобильники в зале, дарят цветы артистам, поворачиваются в проходах лицом к собратьям.

Фестиваль начался с работы Евгения Марчелли «Месяц в деревне». Почти три часа зрители следили за перипетиями любви тургеневских женщин и барышень к студенту. Художник по костюмам Ваня Боуден решительно снял с героев сюртуки и кружева, полуобнажив их тела и страсти. Как проходит через битву любви каждый возраст? Об этом — комедия знаменитого режиссёра. Тем, кто помнит и любит постановку Анатолия Эфроса и Ольги Яковлевой, язык спектакля покажется грубым. Это мир ярких женщин и тусклых мужчин, где все взаимоотношения превращаются в «белый вальс». Неоднократный номинант премии «Золотая маска» заставляет Олега Павлова, Анастасию Светлову и ансамбль других ярких артистов танцевать, есть клубнику из таза, играть на фортепьяно в попытке начать жить.

Семнадцатого сентября на город обрушились сразу три спектакля. На большой сцене юморил Севастопольский театр им. Луначарского, принимавший нашу труппу с гастролями в прошлом году. Накануне открытия 105-го сезона режиссёр Никита Гриншлун поставил спектакль по юмористическим рассказам Антона Чехова. Делала его московская команда со столичным размахом. Заслуженный художник России Ксения Шимановская задала высокую планку, и 70 костюмов обошлись в миллион рублей, и уже на премьере спектакль наполовину окупился. Авангард выпирал: подвешенная ванна в образе качелей, пол на шарнирах, создававший иллюзию пьяного хаоса.

«#ТодаСё» дал возможность крымским артистам сыграть сразу по несколько ролей. Спектакль обильно сдобрен живой музыкой. Чехов ясно «прочитывался», что нам, жителям города, с которым гений связан многими родственными нитями, особенно дорого.

В тот же день на Малой сцене Калужской драмы народный артист Сергей Паршин без всяких режиссёрских затей читал спектакль «Охота жить!». Постановка входит в цикл спектаклей мастеров Санкт-Петербургского Александринского театра «Монологи в царском фойе». Литературной основой стали сказы Степана Писахова, дневники Бориса Шергина, отрывок из романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», отрывок из романа Василия Шукшина «Я пришёл дать вам волю» Цель цикла — дать возможность выступить мастерам сцены «крупным планом». Сергей Паршин произносил слова классиков от первого лица, иногда переходил к раздольной песне казака Стеньки Разина, поморов.

На сцене Дома музыки в тот же вечер состоялось представление, скрепившее бриллиантовой брошью два фестиваля — «Калужскую осень» и «Старейшие театры». Спектакль «Кроткая» поставлен по повести Федора Достоевского. Кто такой русский? Тот, кто любит Чайковского и Достоевского, будь он хоть «негром преклонных годов».

Спектакль — третья совместная работа режиссёра Павла Сафонова и актёра Евгения Стычкина. Безумству храбрых поём мы песню за то, что они решились на этот подвиг после конгениальных постановок Льва Додина и Олега Борисова 1981 и 1985 годов. Культовое произведение ставили в театрах десятки раз и несколько раз экранизировали. В 1960 году — Александр Борисов, в 1969-м — гений Франции Роберт Брессон (не путать с Бессоном!), в 1995-м — поляк Мариуш Трелиньский…

Чем же привлекает это произведение? Ростовщик пытается, женившись на невинной беззащитной девушке, начать с ней осмысленную счастливую жизнь. Можно ли держать кассу ссуд, наживаться на горе бедняков, несущих в заклад последнее имущество, и одновременно быть добропорядочным мужем? Конечно, нет, говорит Фёдор Достоевский. 

Режиссёр сказал о спектакле: «Для меня это — очистительная жертва, как для актёра, так и для зрителя». «Представьте себе мужа, у которого лежит на столе жена — самоубийца, несколько часов перед тем выбросившаяся из окошка… Он старается осмыслить случившееся, «собрать свои мысли в точку», — пишет в предисловии Фёдор Михайлович. Многие зрительницы плакали над судьбой бесприданницы. Один из зрителей после полуторачасового действа сказал: «Я многое не понял, но всё почувствовал». «Люди, любите друг друга» — кто это сказал?» — вопрошал ростовщик.

Моноспектакль, созданный специально к VII Московскому фестивалю «SOLO», стал ярким фактом истории калужского съезда театров.

18 сентября Калуга увидела «Милых людей» Василия Шукшина. Лирические истории о наших кормильцах, тех, кто выращивает хлеб, рассказали артисты Оренбургского драматического театра им. М. Горького. Страхи бабки Маланьи, которую сын-лётчик позвал погостить в Москве, увлечение рабочего микробиологией, затеи старшины Глухова жениться были и смешны, и трогательны, вызывали немедленный отклик — смех зрителей. Шукшин умеет анекдот превратить в притчу, «открывая смешное и трагичное, как в реальности».

Сенсацией стал спектакль туляков по пьесе Николая Лескова «Расточитель». Уже при первой постановке в 1867 году в Александринском театре пьеса сопровождалась скандалом, бурей негодования публики. Николай Лесков повествует о социальной несправедливости и о «Молчалиных, по попустительству которых царствует зло». Мы твердим, что «не мы такие, жизнь такая», а какие же марсиане её устроили?

Минималистические декорации, игра артистов, полная достоверного психологизма, подчёркивают сиюминутность происходящего. Трансформируемая конструкция в центре сцены сначала похожа на мельницу, перемалывающую жизни, а к финалу напоминает гроб. Режиссёр-постановщик Родион Овчинников дал новую жизнь забытому шедевру русской классики.

Рязанский театр драмы представил эпатажное прочтение трагедии Шекспира «Король Лир». Режиссёр, воспитанница Романа Виктюка, Гульнара Галавинская, перенесла действие пьесы в современный Лондон. Чего там только не было! И тройка чёрных пантер в костюмах для любителей садомазо, и римский легионер, играющий на баяне, и воспроизведение картин Рене Магритта. Калужане ахали и радовались: «А наша-то постановка Александра Баранникова реалистичная!» Однако театр, как провокация, сегодня — то, что надо, чтобы хоть как-то прикоснуться к закалённым нервам зрителей теленовостей.

Впереди ещё пять дней фестиваля, девять спектаклей. Не упустите возможность встречи с новым!