Питерский «Ковчег» пристал в Калуге

Калужские театралы, заполнившие до отказа зал ТЮЗа, пятого сентября были заинтригованы втройне.

Во-первых, им впервые показал свое искусство молодой, но известный театр из Санкт-Петербурга. Во-вторых, была представлена знаменитая пьеса «Мой бедный Марат» драматурга номер один эпохи развитого социализма Алексея Арбузова. В-третьих, главную героиню играла калужанка.

Кроме того, и тема, и стилистика представления совпали с теми задачами, которые ставит перед собой калужский «театр для детей и взрослых».

Коллектив «Ковчег» презентует себя как «театр для всей семьи». В его репертуаре есть постановки для детей, юношества, зрелых людей по произведениям Валентина Распутина, Бориса Васильева, Сергея Козлова, Анны Яблонской…

«Ковчег» — нечто среднее между театром-домом и антрепризой. Коллектив за четыре года работы стал неоднократным лауреатом международных и российских фестивалей.

В Калуге он остановился по пути на VIII Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта».

Директор театра Югослав Петрович действительно оказался югославом. Он родился в Белграде в 1978 году, сегодня это территория Сербии. Той страны уже нет, как нет СССР, где развивался сюжет пьесы «Мой бедный Марат». Мы расспросили гостя о связи тех давних событий с современностью.

— Как родилась у вас тяга к театру?

— В детстве мы играли на улице в ковбоев-индейцев, партизан-немцев. Роли немцев никто брать не хотел, они доставались ребятам, не пользовавшимся популярностью.

Я родился в социалистической стране, настоящей объединенной Европе, которая, в отличие от сегодняшнего Евросоюза, не развалилась сама, а была уничтожена. В 1989 году средняя зарплата в стране достигала 2 000 марок. В нашей стране были и теплое море, и горы, и сады, и социальная правда.

В 1993 году дела привели отца в Россию, мы поселились в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Там я закончил школу, потом — Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «режиссура». Я ставил спектакли в Петербурге, Белграде, Милане. Но больше увлекла музыка — создал в Белграде группу «Straigt jackin», где я и автор песен, и певец, и контрабасист, и гитарист. Мы выпустили уже четыре альбома. Пересекался по работе с сыном кинорежиссера Эмира Кустурицы, барабанщиком. Уже пять лет я занят в кино, сериалах «Морские дьяволы», «Куперы» как режиссер и актер. Скоро состоится премьера фильма, который мы снимаем с Алексеем Германом-младшим по прозе Довлатова. Кроме собственной драматургии, я перевожу пьесы современных авторов. Недавно опубликовал книгу «Пять сербских пьес». 

— Значит, во время войны, расчленения Югославии вы были в России?

— Я жил на две страны. Белград американцы бомбили в 1999 году, позже война на территории Боснии, Хорватии.

— Вас не смущает, что пьеса Арбузова описывает события 70-летней давности?

— Это история о любовном треугольнике в экстремальных условиях. Нужно воспитывать у молодежи патриотизм. Война возможна где угодно и в любое время, все должны быть готовы к этому. Белградцы не ждали, что на их дома полетят бомбы…

— Как и жители Донецка?..

— … История Арбузова постоянно повторяется и в Украине, и в Сирии.

Трагичные перипетии действия начались со стука метронома, который транслировали в Ленинграде во время блокады. Первое действие было согрето старинным уютом атмосферы радиопостановки 70-х годов 20-го века. Алексей Арбузов — действительно крупный мастер драмы, и чем меньше режиссерских изысков внедряется в узор его диалогов, тем проникновеннее результат.

Ансамбль Лики (Василиса Кадина), Леонидика (Денис Воробьев), Марата (Александр Слободчиков) звучал как фортепианное трио. Музыкальность речи, верный ритмический рисунок, аскетизм внешних приемов «пришили» внимание публики так, что в первом действии ни одно кресло не скрипнуло.

Надо отметить, что кроме записных театралов и многочисленных друзей отца Александра в зале было много молодежи, студентов колледжей, старшеклассников. Им перипетии второго действия, судя по изменению атмосферы, показались фантастическими. 

Действительно, в условиях мужского дефицита в послевоенные годы девушка вышла замуж за поэта и тринадцать лет сохнет по-другому. Она ждет Марата, даже не съезжает из коммуналки в новую, бесплатно предоставленную государством квартиру. 

Романтика чести, романтика дружбы, любовь как чувство, а не как страсть сегодня кажутся неправдоподобными излишествами. «Такие нежности при нашей бедности» — а нам «не до жиру, быть бы живу». Но в то время, когда Евгений Евтушенко, чьи стихи звучат в спектакле, собирал стадионы молодых слушателей, инженер, врач, писатель были средним классом. И у них были силы и время, чтобы заниматься рефлексией, осознавать себя и мир. Высокие цели были не чудачеством, а мейнстримом эпохи.

Вместе с тем любовная интрига захватила зал так, что некоторые зрители, как дети, вслух выражали ужас или одобрение действиям героев. Светлый финал поднял зал в благодарных аплодисментах. 

Больше всего цветов досталось исполнительнице роли Лики. 

Василису Кадину режиссер заметила на молодежном форуме «Ладога», пригласив выпускницу театрального факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета в качестве аккомпаниатора.

Молодая актриса получила целый сноп букетов от калужских почитателей. 

Творение молодых исполнителей и опытного режиссера было освежающим. Отрадно, что спектакль не стал типичной фестивальной продукцией, насыщенной пестротой режиссерских ходов. В постановке сделана попытка реставрации актерского театра, требующего не каскада фокусов, а проживания человеческой драмы.

«Ковчег» несет среди холодных серых волн веру в возможность и сегодня самоотверженной любви, дружбы. Спасибо, питерцы!