«Созвездие Голоса»

Даже калужане, не являющиеся ярыми поклонниками телевидения, смотрели шоу «Голос. Дети» и поразились успехам наших маленьких земляков, учеников Сергея Осадчего.

Егор Ревский из команды Леонида Агутина и Дмитрий Кондаков из команды Пелагеи ошеломили страну артистизмом и профессионализмом. Зрители теряются в догадках: Это взрослые карлики? Это чудеса компьютерной техники? Они поют своими голосами? Сколько стоит попасть в «Голос» и в финал шоу?

На все вопросы ответил педагог, вырастивший этих чудо-вундеркиндов, заслуженный работник культуры России Сергей Осадчий.

— Родом я из города Алексина Тульской области. Родители — потомственные химики. Отец был заместителем директора большого комбината, мама — начальником лаборатории. Она украинка, прекрасно поет народные песни. В Алексине я окончил музыкальную школу, с девятого класса играл в популярных тогда вокально-инструментальных ансамблях. Поступил в Калужское музыкальное училище. Затем была армия, служба на Китайской границе. Я был старшим музыкантом военного оркестра, руководителем эстрадного оркестра и приобрел ценный опыт — расписывал партитуры для музыкантов.

Вернувшись в Калугу, уже на четвертом курсе училища, начал работать в клубе моторостроительного завода и работал там тридцать три года. Это помещение, в котором находятся детские студии, — собственность завода. Я благодарен предприятию за то, что дети могут продолжать заниматься творчеством. Кроме того, я работал с детским коллективом «Созвездие» на базе бывшего Калужского дворца пионеров. 

Еще в середине девяностых годов воспитанница нашей студии «Подснежники» Алина Капустина выиграла финал телевизионного конкурса «Утренняя звезда», организованного Юрием Николаевым. Наши ребята четырежды принимали участие в этом конкурсе, становились финалистами. С гастролями мы объездили половину Европы. 

Когда клуб закрывали, мы упросили городского главу (тогда это был Полежаев), и детям оставили помещение на первом этаже здания «Газэнергобанка».

Отбор детей мы делаем раз в пять лет, и все они уникальны по своим данным. Есть такое понятие — «ансамблевые дети», а есть солисты. Это зависит не от голоса, от сознания, психологии. Ты можешь выйти один перед сотней зрителей?

Каждый ребенок на «Голосе» должен нести образ. Из 8 — 10 тыс. заявок отбирается 500 детей. Их приглашают на кастинг в Москву. Все они хорошо поют, но будут ли интересны зрителям шоу? Важна также постановка речи, словарный запас. А для этого надо много читать! 

— Как вы этого добиваетесь? 

— Убеждаю родителей, чтобы заставляли читать детей и по школьной программе, и сверх нее. Важно читать вслух — выработать дикцию, выразительное интонирование. Чтобы пройти такой кастинг, детям нужно избавиться от слов — паразитов, «эканий». Дима Кондаков — заводила, он приходит — у всех улучшается настроение. Прирожденный артист. Егор Ревский — просто профессор. Он научился читать в три года и еще в детском садике прочел весь многотомник «Детской энциклопедии». Часто ставил в тупик каверзными вопросами, например, ему не все понятно в космическом пространстве. Так же он погружается в музыку. Еще до одного нашего воспитанника, Данилы Кривова, в этот раз не дошла очередь в ходе программы, хотя он прошел отбор.

— Следующий вопрос — болезненный…

— Самый болезненный вопрос, который мне задают: «Сколько вы заплатили?». Рейтинг программы так велик, что никаких денег не хватит. На программе собраны суперпрофессионалы, и руководит ими музыкальный редактор Первого канала Юрий Аксюта.  

— Можно ли запускать детей в такую соревновательную «мясорубку»?

— Не думаю, что это жестоко. А в жизни что? Она жестче, чем «Голос». 

— Как вы учите детей раскрывать смысл каждого слова, интонировать? 

— Важно, чтобы у ребенка внутри как можно раньше «включился фонарик», тогда он правильно воспринимает, видит реальность. Для этого родители должны общаться с ребенком, дослушивать его до конца, читать ему сказки — вкладывать культуру. Это важнее, чем голос. «Луженых глоток» все больше, индивидуальностей мало.

— Какое впечатление на вас произвели наставники?

— Дмитрий Билан открылся с неожиданной стороны, вызвал уважение. Он постоянно — на напитках-энергетиках. Леонид Агутин долго привыкал к детскому контингенту — понял, что к ним не применима взрослая школа оценки. Умилением его не завоюешь, он видит уровень профессиональной подготовки, почему и повернул кресло в ответ на исполнение Ревского. Съемка «троек» была запланирована на февраль. Агутин начал репетиции 20 декабря, Пелагея — со второй половины января, а Билан еще только распределял своих ребят по тройкам… Костюмы для выступлений покупают не родители участников, а команда наставника.

— Как попасть в вашу школу мужества?

— В сентябре будет проходить набор детей четырех-шести лет. Звоните по телефону вахты 55-45-11, и вам сообщат точное время.

— Как достучаться до сердца?

— Я хочу гордиться своими детьми. Цели очень высокие, и легче расстаться с теми воспитанниками, кто не готов к ним идти. Тащить за уши нет смысла. Ради трех минут песни нужно затратить годы работы. Но прыгать выше головы я не прошу, каждый должен показать свой уровень. Я иногда провожу семинары для педагогов области и говорю: «У нас нет другого выхода, иначе как работать хорошо. Потому что зарплатки у нас маленькие, и если еще и работа не в кайф — это же конец, веревка!»