Струнный фейерверк

Уже год, как совершеннолетний фестиваль «Мир гитары» порадовал своих поклонников и воспитанников концертами 23 — 27 мая в зале Калужской филармонии, Доме музыки, бывшем Доме учителя (Калужском областном музее изобразительных искусств).

Открытие XIX фестиваля прошло под девизом «Музыка Испании — классика и фламенко». Виртуоз Дмитрий Илларионов целый вечер безупречно солировал в сопровождении Калужского молодежного симфонического оркестра, компенсируя недостаток выучки партнеров. Дирижер Илья Норштейн следил за каждым жестом музыканта. Под крики «браво!», прозвучали классические мелодии, и самая любимая стала полновесным бисом (бис — исполнение обозначенного отрывка два раза подряд). 

В концерте принимали участие выпускники калужской ДШИ №4 Вячеслав Гладков и Егор Андрейченко. Ученики Натальи Ростиславской показали уникальную для столь юных музыкантов сыгранность дуэта. Итак, взрослый и детский фестивали стартовали одновременно! 

Далее форум развивался на трех площадках. Днем в Калужском музее изобразительных искусств слушатели вкусили «Лютневые удовольствия». Ансамбль старинной музыки «Canto vivo» на барочной гитаре (Андрей Чернышов), лютне (Марина Белова) погрузил слушателей в атмосферу XVII века, чему немало способствовала феноменальная акустика зала, усиленная чугунными колоннами. 

Джазовый вечер в зале филармонии «зажег» квартет Павла Чекмаковского, в состав которого входит и орган. Родион Гоборов — один из двух столичных органистов, практикующих участие в коллективах поп-музыки. 

Среда заявила о себе выступлением одного из выдающихся гитаристов нашего времени американца Стенли Джордана. Маэстро перенес свой нью-йоркский концерт, чтобы приехать в Калугу! Этот феномен XX века начинал в шесть лет как пианист. Поэтому он соединил принцип игры клавишного и струнного инструментов. Сейчас гость Калуги способен играть на двух гитарах одновременно и даже на двух гитарах и рояле, заставляя их звук сливаться в гармонии. Джордан сказал: «Я думаю о них, как о едином инструменте, только с максимально широким звуковым диапазоном».

Хорошо известный любителям музыки термин «двуручный теппинг» связан именно с именем Стенли Джордана. «Фортепианная» манера — это игра на грифе гитары двумя руками. В далеком 1976 году наш гость занял первое место на джазовом фестивале в Рино — первая победа стала началом триумфа. Среди группы приехавших на концерт московских меломанов был давний фанат фестиваля Дмитрий Дибров. 

В Принстонском университете, где Джордан изучал теорию музыки, он выступал в ансамбле с Бенни Картером и Диззи Гиллеспи. В течение богатой музыкальной карьеры музыкант посетил с гастролями шесть континентов, шестьдесят стран. Калужские зрители откликнулись на пассажи виртуоза с энтузиазмом и криками «браво!».

Фестивальный четверг представил, как обычно, лучшие гитарные «четверки», квартеты мира. Уругвайские гости «Astara Quartel» выступили под руководством Серхио Фернандеса Кабрера. Совместно с Корреа, Гильермо Эчаварио и Оскаром Редоном он создает идеально гармоничное звучание авторских мелодий. Стилистика коллектива показалась слушателям и академической, и фольклорной одновременно.

Музыка — истинное поле толерантности, где корни фламенко сочетаются с ритмами африканских барабанов кандомбле. Российский квартет имени прославленного виртуоза и яркого педагога Александра Фраучи показал безупречность стиля. 

Дневная программа заключительного дня фестиваля порадовала зрителей премьерой фильма бразильца Пабло Франсискелли «Семь струн, семь жизней». Ансамбль «Русские гитары» представил программу из произведений для «подруги семиструнной», классической русской гитары.

Яркое закрытие фестиваля запомнилось «Танго-шоу». Дуэт «Los Rosales» Хуана Мануэля и Лизы Росалес из Аргентины настроил зал на встречу лета. Родина танго в очередной раз задала уровень гендерных взаимоотношений как игры, в которой выигрыш — счастье. Гитарист Эдуард Исаак и бандонеонист Даниэль Бинелли — опытные аранжировщики, исполнители мелодии Астора Пьяццоллы. Бинелли был одним из любимых композитором исполнителей премьер его драматических танго. 

Ритм Буэнос-Айреса пульсировал в па дуэта «Los Rosales». Хуан Мануэль и Лиза Росалес, партнеры и супруги, объехали весь мир, танцуя и преподавая танго. Они успели выступить в составе знаменитых шоу «Чантеклер» Моры Годой, «Вибрации судьбы» Даниэля Хуареса. Для гостей Калуги танго — это язык общения, объединяющий людей независимо от расы и культурного наследия. После окончания фестиваля зрители смогли поучаствовать в милонге (танцевальном вечере) калужской «Школы танго». В фойе второго этажа головоломные па выделывали профессионалы, любители и случайно к ним примкнувшие гости.

Выставка портретов именитых гостей фестиваля Михаила Самсонадзе в фойе филармонии напомнила завсегдатаям яркие страницы фестиваля. 

Ведущие концертов Владимир Каушанский и Валерий Волков сумели навести мост высокопрофессионального перевода между испано- и русскоязычными сторонами фестиваля.

«Откуда у парня испанская грусть?» — вопрошал Михаил Светлов в легендарной песне «Гренада». Оттуда — от пламенной необузданности страстей, от тысяч кровавых жертв добровольцев из СССР в борьбе с франкистским режимом, в любви к «Кармен» (новелле и опере) — тысячей связей объединены русская и испанская культура. Эта общность темперамента и истории — залог долговечности «Мира гитары», секрет его успеха. Спасибо, маэстро Акимов!