О вреде гениальности

Когда можно начинать учить ребенка чтению? Сейчас в продаже немало развивающих игрушек, которые «советуют» родителям начинать с трех-четырех лет. Но стоит ли спешить?

Человеческий мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока ещё не готовы работать в полную силу, мы сами создаем проблемы. Психологи предупреждают о том, что раннее чтение может спровоцировать гиперактивность и чрезмерную возбудимость.

Физиологическую готовность к чтению определяют по следующим параметрам:

1. Ребёнок не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, он может составить связный рассказ.

2. У него достаточно развит фонематический слух. Ребёнок умеет услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова.

3. У ребёнка нет логопедических проблем: умеет произносить все звуки, чувствует мелодику, ритм речи.

4. У малыша достаточно развита пространственная ориентация, и он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ».

Если вспомнить собственное детство, то нас учили буквам, а затем за ними мы видели звуки. Сегодня другая установка. Специалисты исходят из того, что ребёнок сначала воспринимает звуки. Поэтому вполне естественно начинать обучение с них, а не с букв и символов. 

Есть еще слоговая и глобальная методики обучения чтению. Это когда ребенок заучивает целые слоги и даже слова. Минусы этих методик заключаются в том, что начинающий сразу погружается в сложную систему символов. У детей возникают трудности понимания текста, что сильно отражается на грамотности.

До пяти лет лучше не форсировать процесс, а уделить внимание качественной подготовке к нему. Будущая способность к обучению закладывается в раннем детстве. Она во многом зависит от двигательной активности и от того, насколько ребёнок хорошо ориентируется в пространстве.

Важно развивать у малыша чувство ритма. Здесь хорошо помогают пение и игра на простейших музыкальных инструментах: дудочке, бубне, барабане. Хороши любые игры с мячом, а также со скакалкой.

Очень полезно повторять мелодии, просто слова, стихи. Учите вслушиваться в незнакомые и тихие звуки (например, на природе). Попросите его изобразить, как жужжит пчела, как шуршат сухие листики по земле, как падает с ветки яблоко. Используйте звукоподражательные слова в играх.

Также важен фонематический слух — годам к пяти просите малыша ответить, какой звук он слышит в конце или в начале заданного слова.

Научите отличать гласные от согласных. Спросите, можно ли этот звук петь голосом, какой звук в начале или в конце слова, какое слово начинается с того же звука? Если ребёнок может ответить на подобные вопросы, стоит двигаться дальше.

В заключение стоит напомнить: как бы вы ни хотели быстрее освоить словесную науку с вашим отпрыском, неплохо бы посоветоваться с врачами. К примеру, офтальмолог, прежде чем дать добро на раннее чтение, спросит о том, есть ли проблемы со зрением у членов семьи. Если родители и старшие дети ходят в очках, до шести лет учить читать нежелательно.