Большое небо маленьких самолётов

Совсем скоро, 31 мая, в Калужской области на аэродроме Хатенки в Козельском районе начнется Третий открытый чемпионат Калужской области и Кубок «Нормандии Неман». Почему калужанам и гостям области нельзя пропустить такое событие, мы расспрашивали президента аэроклуба «Нормандия-Неман», пилота, призера соревнований по высшему пилотажу, основателя и старшего авиационного начальника аэродрома Хатенки Григория Гринченко. 

— Давайте начнем с истории аэроклуба «Нормандия Неман». Когда вы впервые узнали о калужских страницах истории легендарной французской эскадрильи?

— Наверное, все в нашей стране смотрели фильм «Нормандия-Неман». Так и я узнал о «Нормандии» из фильма. Еще в 80-е годы, ребенком, я часто посещал музей авиации и космонавтики при академии имени Жуковского, в котором была небольшая экспозиция посвященная французским летчикам, но связать эту информацию с Калужской землей мне удалось только в 2001 году, когда я первый раз приехал в Козельск.

— Как появилась идея создания клуба «Нормандия Неман»? Какая цель изначально преследовалась?

— Сама идея создания аэроклуба с таким громким именем была задумана еще в 2006 году офицерами 18 Гв.ИАП Комаровым О.Р., Аракчеевым С.А., Рыбниковым К. еще без моего участия, но тогда воплотить ее в жизнь не удалось. Условия для создания аэроклуба сложились только в 2012 году. 

Изначальной, да и сегодняшней целью аэроклуба является сохранение памяти о героях Великой Отечественной, о фронтовой дружбе между советскими и французскими летчиками и механиками, военно-патриотическое воспитание молодежи, популяризация самолетного спорта и здорового образа жизни.

— Как в вашем распоряжении оказался старый аэродром?

— Полевой аэродром Хатенки использовался до 80-х годов как площадка для авиахимработ, но с 1990 года был заброшен и представлял собой удручающее зрелище. Начиная с 2010 года, мы проводили работы по его расчистке и восстановлению взлетно-посадочной полосы. В 2012 году я выкупил земельный участок под аэродромом в собственность для создания аэроклуба.

— Каким образом идет развитие музея под открытым небом? Какой вы видите его основную задачу?

— На сегодняшний день нашей командой разработан проект развития аэродрома, создание военно-патриотического парка, исторической экспозиции, зоны отдыха. Основная задача -восстановить полевой аэродром времен ВОВ и, в то же время, создать современную инфраструктуру для пилотов, парашютистов и наших гостей. На наглядном примере рассказать о славных страницах нашей истории. Наш проект уже получил одобрение губернатора области и администрации Козельского района.

— Что бы вы хотели сделать в будущем в рамках клуба: закупить новую технику, расширить границы соревнований и т.д.? И с какими трудностями приходится сталкиваться?

— Аэроклуб проводит работу по привлечению подрастающего поколения в малую авиацию и парашютный спорт, ведь каждый большой летчик начинается с маленького самолета. Нами проводятся соревнования по высшему пилотажу на поршневых самолетах и авиационные праздники, с 31 мая по 5 июня 2016 года на аэродроме Хатенки пройдет Третий открытый чемпионат Калужской области и Кубок «Нормандии-Неман». 

В 2017 году мы готовы на базе аэродрома Хатенки принять Чемпионат мира по высшему пилотажу на Як-52. В перспективе планируется организовать совместные полеты с французскими пилотами, как в России, так и во Франции. Ну а трудности, наверное, есть у всех, в основном мы полагаемся на свои силы и помощь единомышленников.

— Что объединяет участников клуба «Нормандии Неман»?

— Прежде всего, нас объединяет любовь к небу, к полетам. Возможность приобщиться к живой истории, сохранить и передать память о героях войны.

— Как появился логотип клуба, и появится ли у участников «своя» форма?

— Наш аэроклуб получил официальное разрешение от Главнокомандующего ВВС Франции на использование наименования и символики «Нормандия-Неман», а логотипы клуба и аэродрома — это наше совместное творчество.

— Что значит для «норманцев» День Победы? Может быть, у вас есть особые детские воспоминания о празднике.

— День Победы, как я думаю для каждого гражданина нашей страны особенный и великий праздник. День гордости за нашу страну и одновременно день скорби, и «номандцы» не являются здесь исключением. Мои первые детские воспоминания о празднике связанны с сорокалетием Победы, тогда проводилось много торжественных мероприятий и встреч в школах и музеях. Было много ветеранов и участников войны, с которыми удалось побеседовать.

— Когда появилась традиция — подниматься в небо в параде на День Победы?

— Первый раз аэроклуб на трех самолетах пролетел в День Победы над Козельском в 2013 году. С тех пор каждый год мы участвуем в параде в Козельске и с 2015 года совершаем пролет над Калугой во время торжественного митинга.

— Когда вы впервые задумались о небе, о профессии летчика? 

— Я — пилот-любитель, летать начал в 2010 году, и постепенно увлечение переросло сначала в создание, а потом в работу в аэроклубе. Хотя в детстве я много времени проводил в музее авиации и космонавтики при академии им.Жуковского в Москве, никогда не думал, что сам буду летать.

— Какими чертами характера должны обладать воспитанники вашего клуба, чтобы стать отличными пилотами? И вообще, откуда в клуб приходят новые участники?

— Если чего-то сильно захотеть, то обязательно получиться. Главное — это хотеть летать, и все получиться. Безусловно, у каждого человека есть свои индивидуальные особенности, но мы стараемся найти подход к каждому, чтобы дать возможность подняться в небо. Новые члены клуба, как правило, приходят сначала просто посмотреть и, возможно, совершить ознакомительный полет, многие после этого вступают в клуб. Еще мы вовлекаем в нашу работу школьников из Калуги и Козельска.

— Есть ли у вас пока что несбывшаяся мечта, связанная с небом, с полетами?

— «Есть одна у летчика мечта: высота, высота, высота». Мечта — это освоение новых типов летательных аппаратов, совершенствование техники пилотирования, и конечно развитие нашего аэроклуба, создание современного аэродромного комплекса, где можно с интересом и пользой проводить время, летать, приобщаться к истории нашей страны, работать и отдыхать.

— Хотели бы вы, чтобы число участников клуба «НН» росло с каждым годом или вы полагаете, что подобное — удел немногих? 

— Конечно, я хочу привлечь в аэроклуб как можно больше участников, сделать их своими единомышленниками и друзьями. Все члены клуба трудятся для создания теплой, дружественной обстановки, и, как мне кажется, многое у нас получается.

— Каким вы видите будущее козельского аэроклуба?

— Многое еще предстоит сделать, но начало уже положено, как сказал Анатолий Дмитриевич Артамонов: «Авиационное дело прижилось на Козельской земле». В наших планах создать военно-патриотический и туристический комплекс, где каждый сможет найти себе занятие по душе. Это не только аэродром и полеты, прыжки с парашютом, но и авиамоделирование, поисковая работа, пейнтбол, конные и пешие прогулки, зимние виды спорта.

— Чья это идея — провести Открытый чемпионат Калужской области, по сути уже давно перешагнувший ее границы? Изменились ли эти соревнования с момента создания по настоящее время? 

— Идея провести чемпионат и кубок возникла у меня в 2013 году после первого нашего авиационного праздника в Козельске. Ее поддержал наш генеральный директор, гвардии полковник, военный летчик первого класса Олег Рудольфович Комаров, мы нашли понимание и поддержку у Федерации самолетного спорта РФ и Главного тренера сборной РФ по высшему пилотажу Виктора Валентиновича Смолина. За что ему огромная благодарность.

— Какими будут соревнования в нынешнем, 2016 году?

— В этом году чемпионат и кубок будут разыграны по четырем уровням сложности, это 3-я лига, 2-я лига, лига Як-52 и 1-я лига. Приглашаем всех на соревнования в Хатенки!