Таможенник Чичиков и птица-тройка

Галерею портретов-интервью артистов Калужской драмы продолжит беседа с Игорем Постновым.

Причем это был не диалог и не полилог, а «Малтилог»! Исполнитель ролей Чичикова, Шипова и многих-многих других отвечал на вопросы студентов КГУ, членов научного дискуссионного клуба Института истории и права, носящего это имя. 

Дело в том, что там готовят будущих таможенников, и судьба Чичикова представляет для них профессиональный интерес. К «Малтилогу» присоединились студенты факультета иностранных языков, Института педагогики, так что беседа затронула все стороны биографии гостя. Будущие учителя начальных классов спросили о детстве.

— Моя мама работала учителем начальных классов, папа был директором Пензенского троллейбусного депо. Они — горожане в первом поколении. Все каникулы проводил у бабушек и дедушек в деревне — папа и мама родом из соседних деревень, между ними всего три километра. 

После школы я окончил механический техникум, работал. В результате одного из жизненных переломов в руки попало Евангелие, оно круто изменило мою судьбу. Занимался в Пензенской театральной студии, играл роль Алеши Карамазова. Еще до поступления в вуз сезон работал в Пензенском драмтеатре, в сильной труппе. Актрису Галину Репную могу назвать моей сценической крестной мамой. Однажды пришлось срочно вводиться на роль Бальтазара в «Ромео о Джульетту» в постановке режиссера Валерия Беляковича. А был я совсем зеленый! Потом, в 2007 году, театр сгорел…

Окончил Саратовское театральное училище, курс народной артистки СССР Валентины Ермаковой. Ее учениками были также Максим Матвеев (он играл Дон Жуана, а я — Лепорелло) и Евгений Миронов. 

— Как вы оказались в Калуге? 

— На последнем курсе познакомился с калужанкой Натальей Поливановой. К тому времени я уже слышал об Александре Плетневе. И вот мы с супругой и маленькой дочкой приехали в Калугу. К тому времени он уже выпустил два курса учеников, у них был совместный опыт. Меня же ждал период массовок.

— А получилось по-другому — громкие главные роли Чичикова и Шипова, причем Александр Борисович говорил, что без вас этих постановок не было бы.

— В это время Александр Баранников ставил пьесу Григория Горина «Чума на оба ваших дома», и маленькая роль в этой постановке стала моей первой работой в театре. Потом была роль Лариосика в «Днях Турбиных», признание публики и критики. После этого у Александра Плетнева возникли две идеи, связанные со мной, — поставить «Похождения бравого солдата Швейка» и «Похождения Шипова». Осуществилась вторая…

— Но драгоценным подарком нам, зрителям, был колосс «Брата Чичикова», поистине гипнотическое было зрелище. Что за женский персонаж сопровождал жулика Чичикова в его скитаниях?

— Когда мы с Плетневым разбирали пьесу Нины Садур, то пришли к догадке, что эта героиня — мстительница, демоница, воплощение обманутой Чичиковым дочери старика-чиновника. Он ввиду ухаживаний, жениховства Павла Ивановича помог Чичикову сделать первый шаг по карьерной лестнице. Тот его сделал — и раззнакомился с девицей. Став таможенным чиновником, Чичиков подошел к цели обогащения тонко. Сначала он долго выслуживался, приобрел безупречную репутацию, по мелочевке ему было попадаться неинтересно. Потом он снял большой куш на взятках. Но недружественный настрой человека, с которым он поступил подло, подвел его. К сожалению для него, но к счастью для России…

— Расскажите о зарубежных гастролях театра. 

— Два раза побывали во Франции, Италии, Германии (города Дюссельдорф, Нойс, Кельн). Путешествия — это чудо. Немцы поразили своей пунктуальностью, скрупулезностью, щедростью. Шокировало, покорило, например, то, как работает садовник — он никуда не спешит, не думает вроде нас, как бы пораньше закончить, что мы будем делать вечером…

Во Франции были дважды — в посольстве России играли спектакль «Если любишь — найди». На нем присутствовали потомки русской знати периода первой эмиграции. Яркой была поездка в Канны по приглашению Пьера Кардена. Он привозил показ на юбилей космонавтики…

— Помню дефиле его моделей рядом с ракетой, музеем космонавтики.

— Модельеру понравился прием, и он пригласил нас на свой фестиваль в Лакосту, в Прованс. Поразили три сцены, вырубленные в скалах, и на одной из них мы играли. Любопытно, что обильные костюмы для спектакля «Если любишь — найди» не успели растаможить, поэтому решили играть «Лодку», где реквизит совсем не громоздкий. Прямо к началу спектакля пришла машина с костюмами — был аврал, но все успели, а ведь в этом танцевальном ревю у каждого артиста по пять костюмов. 

Потом Карден показал нам Канны, Лазурный берег и вторую свою резиденцию. Поместье входит в число самых красивых домов мира.

— Говорят, чтобы хорошо работать, порядочность не нужна — и без нее можно сдать прекрасный отчет.

— Чаще всего, да, но это отчет о чужой работе и приписки. 

Оставаться на стороне света позволяет мировоззрение. А то мы как-то в очередной поездке вышли из автобуса покурить. Грязь кругом. Возмущаемся все: «Ну что за люди!» Бычки побросали тут же и уехали… Слава Богу, я не курю!

— Для того чтобы стать настоящим человеком, нужно пройти через страдание?

— Маленькие страдания отводят от себя истинного, а большие приводят. 

…В заключение встречи артист пригласил студентов в театр, где некоторые из них — завсегдатаи. Гоголь сравнил в поэме «Мертвые души» Россию с птицей-тройкой. Помните, мы наизусть в школе этот текст учили? Образ красивый, плохо только, что везет эта тройка жулика Чичикова… Чтобы Русь стала цветущей, юношеству нужно без устали усложнять сознание в творчестве, деле, диалогах с другими собеседниками. Спасибо, артист!