Леонид Клёц. Кого нашли в «капусте»

Галерею портретов артистов Калужской драмы продолжил Леонид Клёц. На недавнем театральном капустнике «И сотворил Бог Ж…» в зале вишне негде было упасть, люстра колыхалась от хохота зрителей.

Создал вихрь сатиры и юмора (и уже почти двадцать лет этим занимается) Леонид Клёц.

Мы расспросили любимца калужан о том, как ему удается сочетать серьезные драматические роли с постановкой эстрадных скетчей, и все это — с реалиями жизни.

— Родился я в небольшом городке под Винницей, на Украине.

— Благодатная земля!

— Да, там прекрасные люди и изумительная кухня. Среди прочего — вареники с вишней, картошкой, настоящий яблочный сок, настоящее молоко от бабушкиной коровы. В школе я активно занимался волейболом. Папа работал строителем, я ему помогал и научился многому. Поэтому наш дом в деревне Лихуны я построил сам, вместе с тремя сыновьями.

Уже в детском садике, лет в шесть, помню, что развлекал «одногоршочников», разыгрывая разные сценки, песни. Райкина, Высоцкого, Вилли Токарева слушал еще на катушечном магнитофоне постоянно. С маминым флаконом из-под лака вместо микрофона перед зеркалом пел песни этих авторов и думал тогда, что их написал один человек.

В школе запомнилось участие во «взрослом» новогоднем концерте самодеятельности, где я сыграл роль Эльдара Рязанова. Это было одобрено зрителями, даже директор школы похлопал по плечу.

Мама родом из Думиничского района, в Калуге родня, поэтому я поступил в Калужский филиал Тимирязевки на специальность агрономия. Там активно участвовал в самодеятельности, «Студвеснах», КВН. Наша команда завоевала кубок губернатора! Александр Кривовичев увидел меня на «Студвесне» и предложил попробовать поступить на набиравшийся курс РАТИ при драмтеатре. Руководителем курса был Александр Плетнев. По семейным обстоятельствам я прервал обучение, однако работал в театре монтировщиком. Я перевелся на заочное отделение Ярославского театрального института, где учился с Ольгой Петровой и Светланой Никифоровой. Параллельно в 1999 году режиссер Владимир Романовский ввел меня в сказку «Приключения пограничника Мокея», которая стала моей первой премьерой…

— Как вам удается выживать в новой реальности?

— Курочек завели! Пока пять, но думаем увеличивать «поголовье» до десяти. У них прекрасные условия, подсветка, несутся даже зимой. Посадили молодой сад, ждем яблок и груш!

— То есть вы — отец, муж, домохозяин, артист и постановщик знаменитых капустников. Какие роли для вас стали самыми любимыми?

— В моей судьбе три Александра — Кривовичев, Плетнев, Баранников — сыграли ключевые роли. Первая серьезная работа — хромой Антонио в спектакле Александра Баранникова «Чума на оба ваших дома». Я что-то начал понимать в профессии по большому счету. Другие любимые роли в постановках Александра Георгиевича — Алексей Турбин в «Белой гвардии», Макмерфи в «Пролетая над гнездом кукушки». У Александра Плетнева для меня стала знаковой работа над образом Мэкки-Ножа в «Трехгрошовом спектакле». При постановке «Двенадцатой ночи» было совсем неважно — главная роль или не главная — мы были коммуной, испытали эмоциональный катарсис. Работа в «Лодке», и особенно в ревю «Если любишь — найди», уже тяжеловата — мы повзрослели, заматерели. 

— Но форму вы держите должную!

— Приходится, стоять некогда.

— Как вам удается доходить до смысла образа, ведь в пьесах все не очевидно… Многие люди просто не понимают, что написано в книге, что происходит на сцене.

— Проблема понимания — в воспитании зрителя. Было время, когда театр выбрался из ямы — ведь в зале сидели по сто зрителей! Усилиями Александра Плетнева и Александра Кривовичева театр восстал из пепла. Люди пошли в театр, начались аншлаги, и теперь очередь стоит за билетами. И репертуар, и люди в зале были другими, не те, что сейчас.

Сегодня репертуарная политика однобокая, преобладают комедии. Многие люди хотят видеть что-то легкое, жизнь и так тяжела…

— Я видела потрясающие реакции зрителей. Например, при громком обсуждении спектакля «Три сестры» калужанка в ложе громко заявила, что сестры Прозоровы — глупые, а Наташа — молодец, завладела мужем и недвижимостью…

— Убеждать никого не надо, это — дело всей жизни. Такому зрителю я бы посоветовал посмотреть спектакль «Тихий шорох уходящих шагов», идущий на малой сцене. У меня комок к горлу подходит… А кому-то смешно!

— Вы мэтр капустников. Что это за жанр?

— Мэтром капустников я себя не считаю. У нас есть в театре люди, которые и получше моего соображают в этом деле. И после представления на День театра есть надежда, что мы вновь объединимся, и капустное движение запылает с новой силой в нашем театре… Капустник — импровизация на театральные темы — самокритичная, критичная, саркастическая, сатирическая. Наш юмор — классический, а не стиль «Камеди клаб». Я занимаюсь этими постановками ещё с 1998 года.

— Как название старого знаменитого фильма «И Бог создал женщину» попало в заглавие последнего капустника?

— Директор решил, что День театра должен быть посвящен женщинам.

— Понятно! Их подавляющее большинство и в зале, и в труппе…

— Мы показали разные типажи, разные взаимоотношения. Я же играю режиссера этого действия.

— Чего вам не хватает в театре?

— Нам очень не хватает главного режиссера. В первое время мы, конечно, не могли представить на этом месте никого, кроме Плетнева, но теперь понимаем, что должен появиться какой-то человек, желательно с тем же направлением мысли, отношением к театру и людям.

Персонажи в поисках автора, артисты в ожидании режиссера, зрители в надежде на свежий, мудрый ракурс отражения реальности — таков тайм-аут. Но «пересменка» в Калужской драме отнюдь не бездеятельность — афиша полнится новыми названиями, корабль плывет. Становитесь его пассажирами, калужане!