Жилинспекция нас защищает

Состоялась встреча представителей региональных СМИ с руководителем Государственной жилищной инспекции Русланом Саидовым.

Тема достаточно актуальная — по-прежнему у людей масса претензий к своим управляющим компаниям. Найти на них управу может только ГЖИ.

На этот счет у Руслана Саидовича такая точка зрения: люди звонят — значит, доверяют, надеются на помощь. Но потом он назвал другой факт — в Обнинске, к примеру, телефоны ГЖИ чаще молчат. Думается, что это доказывает другое — там городские службы отлично отладили работу, а потому у жильцов отпал повод взывать о помощи.

 Если сравнить число жалоб калужан в минувшем и нынешнем году, то цифры таковы: в 2015 году было тридцать тысяч обращений. Если за один квартал 2016-го их было семь тысяч, то можно предположить, что год станет рекордным. Интересно было узнать, каков характер претензий. Оказывается, по-прежнему, людей более всего беспокоят прохладные батареи в квартирах и проблемы с горячим водоснабжением. Поступают звонки и по поводу нерасторопности управляющих компаний в ремонте кровли и подвальных помещений.

 Сотрудники жилищной инспекции, жестко стоящие на страже интересов граждан, по каждому серьезному случаю немедленно выезжают на место. Если подтверждается вина коммунальной службы, то выписывается предписание, а дальше — исполнение необходимых ремонтных работ держится под контролем.

Как бы строга ни была инспекция, но все-таки по сей день люди сталкиваются с холодным равнодушием управленцев. Отговорка «нет денег» — самая распространенная в подавляющем большинстве критичных случаев в многоквартирных домах. Примеров тому тьма. Люди приглашают журналистов, демонстрируя разбитые в подъездах окна, сломанные двери, прогнившие полы в коридорах общего пользования. А вот что касается холодных батарей в зимнее время, то здесь порой приходится сталкиваться с ситуацией, когда УК и винить не в чем — жильцы за коммунальные услуги попросту не платят.

А если платят, но от этого в квартире теплее не становится? Какие санкции может наложить на бездеятельную УК жилинспекция? И здесь разговор зашел о лицензировании, которое должно было стать серьезной уздой для нерадивых исполнителей коммунальных услуг.

Но вот парадокс: получить лицензию, оказывается, проще простого. Достаточно собрать пакет нужных документов, и все. Правда, с получением лицензии требования к компании расширяются, и проследить их выполнение можно исходя из поступивших в инспекцию заявлений граждан. Но не так просто отобрать полученную лицензию. Для этого должно быть неоднократное неисполнение предписаний ГЖИ. Только тогда дело направляется в суд. Он один вправе прекратить деятельность УК. Далее ее судьба печальна. Попав в «черный список», компания на этом рынке услуг больше никогда не появится.

К сожалению, эта сфера бизнеса изворотлива и живуча. Всем памятен ряд резонансных дел, когда средства, перечисляемые жильцами, не доходили до ресурсоснабжающих организаций. Накапливаются долги. В этом случае коммунальные ловкачи объявляют себя банкротами, чтобы потом возникнуть в другом жилом массиве на тех же должностях. Правда, подобные фокусы в последнее время находятся в поле зрения жилищной инспекции. Здесь они работают в тесной связке с правоохранительными органами. Если вина управляющей компании будет доказана, то здесь ей не отделаться порицанием — грозит уголовное дело.

Что сегодня особенно беспокоит народ? О росте тарифов говорить не будем — это не в компетенции ведомства. А вот жалобы по оплате общедомовых нужд разбирать приходится. Люди не понимают, откуда берутся такие бешеные цифры в платежных квитанциях. Часто эти вопросы возникают в домах, где индивидуальные приборы учета поставила лишь половина жильцов. Остальные чего-то ждут. В ближайшее же время их установка будет обязательна для всех.

Еще одна проблема, с которой часто люди звонят в ГЖИ, — это формализм коммунальных служб. Конечно, предписание инспекции УК обязаны исполнить в течение двух месяцев. За это время можно поставить заплату на крыше дома, но капитально что-то отремонтировать никак нельзя. Так что формализм здесь неуместен. И все же практику продления предписаний ГЖИ намерена искоренить.