Палитра учёного

Один из самых уютных приютов культуры Калуги — Дом-музей А. Л. Чижевского — приглашает любителей искусства и науки на выставку акварельных работ ученого.

В городе, где есть улица Чижевского, где прекрасный памятник ему высится перед университетом точно на том месте, где во время оно стоял монумент Сталину, помним ли мы гения по-настоящему? Кем он был? Оказывается, денди, красавцем, вышивальщиком, солнцепоклонником, жрецом, художником, кавалером Георгиевского креста, поэтом, музыкантом, зеком, академиком. 

А еще наш герой был отпрыском славного родословного древа: его предками были русские офицеры и голландские негоцианты, двоюродным дедушкой — адмирал П.С. Нахимов. Все богатство и разнообразие задатков было выявлено благодаря заботам отца, генерала артиллерии Леонида Васильевича, и тетки, Ольги Васильевны. Лишившись матери в младенчестве, Александр называл сестру отца матерью.

Александра баловали, давали все возможное и невозможное. Семилетним ребенком в Париже Александр брал уроки живописи у Гюстава Нодье, ученика Эдгара Дега. Лучшие телескопы Рейнфельда и Секретана, физическая и химическая лаборатории, оборудованные в доме по последнему слову тогдашней науки. И все это — в атмосфере любви друг к другу, к природе, к творчеству. Стремление все делать идеально побудило юношу исправить оттопыренные уши, и с помощью хитрого устройства он сделал это!

Итальянскими красками или цветными карандашами на оберточной бумаге — изображение видимого мира всегда было необходимо Александру Леонидовичу Чижевскому. Наследие этого художника составляют сотни графических и живописных работ. Сам автор много раз писал о близости своей живописи импрессионистам. Действительно, он «художественный внук» виднейшего из мастеров этой школы.

Кисти давали не только отраду душе, но и «хлеб насущный» для лабораторных белых крыс. В голодные двадцатые годы Александр Леонидович написал для продажи более ста двухметровых пейзажей на прокорм этих маленьких мучеников науки. Добавим, что тетка-мать продала большую часть своего гардероба для той же цели.

Первые полотна автора действительно дышат негой и гармонией. На них изображены пейзажи окрестностей Калуги и родительского имения Александровка ныне Дубровского района Брянской области, где он не раз проводил лето подростком. 

Но жизнь, годы испытаний внесли коррективы в его мировоззрение, и это не могло не отразиться на художественных пристрастиях. Его докторская диссертация по истории, защищенная в Москве в 1918 году, была прочитана только оппонентами, поэтому шума не наделала. Но когда молодой ученый опубликовал ее краткое изложение — «космические факторы исторического процесса» — в его судьбе разразилась буря, выбросившая А.Л. Чижевского, в конце концов, в карагандинские лагеря и на 15-летнее заключение и поселение. Завистник-карьерист написал донос на гения, чьего ногтя он не стоил (а это так обидно)! Например, работа 1946 года «Грозное небо» будто фрагмент картины Эдварда Мунка «Крик». Так же драматичны, экспрессивны графические листы 40-х годов «Закат в горах», «Урал», «Опускается ночь», «Холодное солнце». 

На картинах Александра Леонидовича нет ни одного человека. Художник писал, что только безлюдный пейзаж ему интересен. Даже на графическом листе «Сказка. Погоня» лиса настигает мышь. Единственный наблюдатель этого мира — он сам. Александр Леонидович считал, что «растительное царство несравненно изящнее животного благодаря своей чистоте», любил деревья и травы.

В годы заключения А.Л.Чижевский рисовал калужские и брянские окрестности, природу своего узилища он начал изображать только перед возвращением на «Большую землю».

И сейчас все грани творчества Александра Леонидовича находят путь к сердцам и умам. В наше смутное время кристаллический строй его личности особенно поражает и привлекает. Творчество всех этапов жизни ученого отражено в экспозиции. Не пропустите возможность узнать больше о славе своей земли, калужане!