Ход конём

В Анненках, где виднеются поля и начинается лес, — совсем весна. Просыпающаяся природа начинает разносить свои ароматы по окрестностям, еще черно-белые пейзажи в предвкушении цветения ожидают своего маленького созерцателя.

Картинка этой части спального района в дневное время не замирает никогда: здесь ведь находится конно-спортивная школа для детей.

Рослые длинноногие жеребцы с осанкой и особым нравом подчиняются молодым наездникам. Те держат спины и учатся сначала управлять животным бедрами, потом —  сложным трюкам на коне. Видели танцующих лошадей с грациозными наездницами в седлах на конноспортивных соревнованиях? Таких здесь много, много и кубков. Но о спортивной составляющей этой школы знают все. Но есть здесь и совершенно особенная часть работы — иппотерапия.

Специальный отдел, занимающийся с детьми и взрослыми, которым показано лечение через общение с лошадками, на первый взгляд никак не отличается от самой школы. Та же конюшня, те же обязанности. Около стойла коня по кличке Гость нас встречает Даша, сотрудница отделения иппотерапии. С ней мы, по традиции нашей редакции, проведем этот день.

Первым делом надо убраться в месте обитания коня, вывести его и почистить.

Порода Гостя — русский тяжеловоз. Название профессии Даши — тренер-наездник. Она своего коня знает и доверяет ему. Рассказывает, что он очень спокойный и миролюбивый, дружелюбно относится к непростым детям, которые проходят здесь иппотерапию. 

Такой род реабилитации назначается врачом. Чаще всего при наличии каких-то психосоматических, нервных заболеваний. Дети и взрослые с ДЦП, аутизмом, прочими болезнями, где показано такое лечение. 

— Гость — конь особенный, как и все работающие в иппотерапии, — рассказывает Дарья. — Для лечения выбирают низкорослых коней, с широкой спиной, очень покладистых и миролюбивых. Дети сначала привыкают к виду лошади, общаются с ней, дружат, а потом выполняют некоторые упражнения. После терапии многие делают серьезные успехи на пути к улучшению самочувствия. Есть даже одна девочка, которая настолько успешно прошла курс лечения, что была переведена из класса иппотерапии в класс спортивной подготовки. 

Пока Дарья рассказывает, Гость выведен в центр конюшни, его повод закреплен специальным образом, и он приготовился получать свой ежедневный массаж.

На самом деле это не массаж вовсе. Просто лошадь чистят специальным скребком, чтобы на шерсти не оставалось пыли и соломы (спят они все-таки лежа, стоя только дремлют). Лишние загрязнения могут повлечь за собой натертости и аллергии. Чистка занимает около получаса, Гость все это время стоит смирно и не реагирует ни на вспышку фотоаппарата, ни на нахождение журналиста сзади.

— Вообще-то есть специальные правила общения с лошадьми, — рассказывает Дарья. — Например, стоять позади коня нельзя. Даже когда мы приходим к своим подопечным, если конь стоит задом, мы сначала зовем его, привлекаем внимание, чтобы он повернулся, и только потом заходим в стойло. Животное должно видеть вас, иначе почувствует опасность и может повести себя непредсказуемо, например, лягнуть. Но лошади для иппотерапии приучены вести себя крайне деликатно. Ведь их работа проходит с особенными людьми и детьми. Поэтому Гость и не сопротивляется, не выказывает недовольства.

Мы с Дашей чешем гриву, ради хохмы спрашиваю про стрижку.

— Вообще-то срезается только верхняя часть гривы, где проходят ремни. Остальная часть только продергивается и вычесывается. — У нас на глазах Даша вырывает клок волос из гривы Гостя. Конь неподвижен.

— Дело в том, что у лошадей нет нервных окончаний там, где растет грива. Они просто не чувствуют, когда им вырывают волосы.

Тем временем марафет окончен. Даша седлает лошадь, нам предстоит прокатиться на ней по безопасному маршруту.

— Коней нельзя долго держать в стойле, — объясняет тренер. — У них очень много энергии, и ее надо выплескивать, иначе они будут плохо себя чувствовать и плохо себя вести. Сейчас у нас нет классов иппотерапии — пока никому не назначено, но я все равно упражняюсь с Гостем.

Критический взгляд на мои ботинки на каблуках, Даша недовольна.

— Каблуки в верховой езде смертельно опасны, — говорит тренер. И предлагает мне свои сапоги с широкой носочной частью — чтобы нога крепче держалась в стремени.

Усаживают на лошадь со специального помоста — монтуара. Он сделан для детей-инвалидов, которые не могут сами забраться в седло. Кроме того, дети постоянно страхуются. Во время прогулки рядом находится тренер, ребенок прочно пристегнут к амуниции ремнями. Но самим детям иногда трудно дается первый шаг к дружбе с лошадкой.

— Чаще всего иппотерапии радуются еще до начала занятий — это же так приятно — заниматься с животным. Но есть особенности развития, которые делают ребенка непредсказуемым. Например, аутизм. Недавно мальчик очень тяжело входил в процесс занятий. Испугался, расплакался, кричал. В первый раз так и не сел на Гостя. Зато на второе занятие уже пришел с радостью. Такие дети — они как бы внутри себя, очень закрыты. Видимо, ему надо было привыкнуть к мысли о том, что он теперь будет кататься на лошади.

Реабилитационный период у каждого ребенка свой. Кому-то хватает полугода, чтобы выйти на явные перемены. Другому потребуется год. Есть те, кто ходит все пять и только тогда начинает чувствовать облегчение. 

— У нас здесь природа, все краски леса, все запахи времен года к услугам. Общение с животным — особенный ритуал. Мышцы расслабляются, человек начинает чувствовать свое тело иначе, осанка встает на место, мышцы становятся сильнее. Да и просто приятно уйти от забот, пообщаться с сильным, здоровым животным. Для таких детей это огромная помощь даже на энергетическом уровне. Ведь конь отдает столько своей положительной, здоровой энергии, что ее хватает на значительные перемены, — заключает тренер.