Каждому по потребностям

Мамы нескольких детей порой стремятся любить их одинаково — поровну. С их точки зрения, так можно избежать проявлений ревности между братьями и сестрами. Однако тем самым они только разжигают ее.

Вечером перед сном оба чада наперебой требуют к себе в кровать маму. Один просит почитать ему сказку, другой, постарше, сделать массаж. Десять часов вечера, и мама понимает, что лишь строгое дозирование времени общения с одним и другим может спасти всю семью от недосыпания на следующее утро — утро понедельника.

И сказку, и массаж малыши получают в урезанном виде — по десять минут на «брата». В результате оба засыпают обделенными и обиженными, ведь конкуренту досталась вторая половинка отпущенного мамой времени, а могло бы…

Что такое ревность? Это недостаточное удовлетворение потребности в другом человеке. Поэтому для начала нужно постараться определить, в чем конкретно состоит потребность в вас у каждого из детей. Согласитесь, что все дети разные, следовательно, и потребности у них тоже будут разными. 

А вот если бы родители учли потребности каждого малыша, обид бы не было, и тот, и другой получил бы то, о чем мечтал… Для ребенка не важно равенство проявления внимания со стороны родителей, главное, чтобы он получал такое внимание, в котором нуждается.

Потребности бывают физиологические и психологические. Первые, связанные с обеспечением организма, удовлетворить проще всего. Что мы и делаем — прежде накормим, напоим и спать уложим. 

Потребности в безопасности, любви, уважении, познании у всех детей выражены в разной степени. Кому-то достаточно словесного проявления родительской привязанности, другим для поддержки и эмоционального комфорта обязательно осязать маму, ласковые прикосновения ее рук, дружеские поглаживания.

Зависят потребности и от возраста. Новорожденному нужно быть под крылышком у мамы: возле ее теплого бока он спокоен и защищен. Дети в три года начинают чувствовать свою «самость», им очень важно в этот период ощущать уважение к своей персоне. Вот откуда эти бесконечные вопросы «А ты меня любишь?» и желание во всем перечить старшему брату или сестре!

После четырех лет развиваются потребности в социальном самоутверждении, лидерские качества, желание общаться и быть услышанным. Появляются духовные потребности — в красоте, самосовершенствовании и прочем. …

Потребность в самоутверждении — одна из самых сильных у ребенка. Она и диктует часто его поведение. Ему просто необходимо почувствовать себя главным, важным, первым — как взрослый. Он хочет хотя бы в игре, но командовать. 

Часто эта потребность реализовывается в отношениях с младшим братом и сестрой: старшенький дерется, обзывается, специально делает больно, провоцирует, подставляет. Родители часто списывают это на ревность. Дескать, первенец так не любит «малявку» из-за того, что тому достается больше внимания.

Вероятнее всего, старший просто отыгрывается на брате, потому что взрослые с их авторитарными методами не дают ему возможности почувствовать свою значимость, а это необходимо для психологического комфорта, для становления личности.

Можно иногда дать ребенку и покомандовать собой, побыть лидером в семье. Хорошо для реализации потребности создавать подрастающему человеку ситуацию успеха — не делать за него, а направлять и обязательно подбадривать и хвалить!

Вот мы и пришли к тому, с чего начали: как удовлетворить потребность «в себе» у двоих разновозрастных детей. Невозможно совместить несовместимое: читать сказку малышу и одновременно делать массаж старшему. Воспитывать и общаться в спешке тоже нельзя. Что делать? Пусть папа будет вашей палочкой-выручалочкой и заменит вас в чтении, пока вы мнете или чешете старшему спинку. Если такой палочки-выручалочки нет — что ж, договоритесь с детьми об очередности проведения ритуала отхождения ко сну. Каждому — по потребности.