Министр образования региона Александр Аникеев о домашнем задании и планах на новый учебный год

Каким  будет 2016 год для регионального образования? Наш корреспондент побеседовал об этом с главой областного министерства Александром АНИКЕЕВЫМ:

— Несколько месяцев назад, в предыдущем интервью нашей газете, вы рассказывали о нововведениях, которые грядут в школах. Речь шла, в частности, о национальном исследовании качества образования по отдельным предметам и о всероссийских проверочных работах. Можно ли сейчас говорить об итогах?

— Начиная с прошлого года федеральное Министерство образования и науки ввело в практику наших школ национальные исследования качества образования.  Что касается всероссийских проверочных работ, то в декабре прошлого года они только прошли апробацию в начальной школе. А в мае этого года планируется проведение всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике и окружающему миру уже в штатном режиме.

Целью этих нововведений является постоянный мониторинг результативности обучения. Раньше  мы этого не делали. Сложилась парадоксальная ситуация, когда первый раз мы получали результаты образования детей только тогда, когда они сдавали экзамены за курс основной школы. Но процесс обучения требует постоянного мониторинга и коррекции. 

По существу, всероссийские проверочные работы — это те же итоговые контрольные, только проводятся они по одинаковым заданиям и имеют единые для всех критерии оценивания. Администрации школы не нужно заботиться об их составлении.  Задания разрабатываются на федеральном уровне.

В целом мы удовлетворены результатами проверочных работ наших школьников по русскому и математике. Если не вдаваться в детали, скажу, что они соответствуют результатам в целом по России и даже несколько лучше. 

— Чем принципиально отличается национальное исследование качества образования от проверочных работ?

— В отличие от проверочных, которые оценивали «свои» учителя, работы детей, принимавших участие в исследовании, проверяли  независимые эксперты. Возможно, поэтому их результаты в региональных школах несколько ниже результатов проверочных работ. 

Итоги национального исследования качества образования по информатике, которое прошло в октябре 2015 года, нас не удовлетворили. Это был важный сигнал о том, что нужно обратить внимание на качество преподавания информатики и подготовку педагогов. Тем более что в этом году намного больше детей выбрали для сдачи на ЕГЭ информатику. Думаю, что это связано с тем, что некоторые вузы, в частности Бауманский университет, на ряд специальностей установили в качестве профилирующего экзамена информатику.

— В школы возвращается комплекс ГТО. Будет ли нынешняя система подготовки и сдачи нормативов отличаться от прежней?

— Он прошел апробацию в нескольких пилотных регионах. На новом этапе, который начался в феврале, к процессу подключаются все субъекты Федерации. Мы готовимся к проведению тестирования школьников. 

Сегодня комплекс внедряется на добровольной основе. Правда, у школьников появился важный стимулирующий фактор — ряд вузов включили в правила приема возможность получить дополнительные баллы в том случае, если ты имеешь значок ГТО, особенно золотой, и удостоверение. 

Мы все-таки призываем к тому, чтобы в тестировании приняли участие как можно больше детей.

Добавлю, что на отметку по физкультуре результаты сдачи норм ГТО никак не будут влиять — это абсолютно разные вещи.

— Будет ли продолжена работа по модернизации школ? 

— Конечно, экономическая ситуация очень сильно ударила по бюджету. А поскольку образование является  самой бюджетоемкой сферой, придется скорректировать свои программы. Таких масштабных проектов, которые были до этого по оснащению школ оборудованием, не будет. Но мы продолжим ремонт сельских спортзалов — и начинаем проект по строительству школ.

— Сколько школ будет построено и где? Когда начнется большое строительство?

— Всего в регионе благодаря федеральному проекту  должно появиться тринадцать новых школ.

Из чего мы исходили, когда планировали такое количество? Программа направлена на то, чтобы уйти  от двухсменного режима работы школы. Сейчас по области во вторую смену обучается примерно 7800 детей. Это около восьми процентов от общей численности школьников. 

Кроме того, мы анализировали демографическую ситуацию и предполагаем, что тенденция ежегодного увеличения количества детей сохранится. За эти годы  нужно будет создать около 17,5 тысячи новых мест.

Число школьников в регионе в целом станет больше, но рост будет идти неравномерно. Мы ожидаем такой рост в Калуге, Обнинске, Малоярославце, Балабанове, Козельске, Кондрове, Людинове, Бабынине и ряде других населенных пунктов.

Первая и самая крупная школа уже начала строиться — на Правом берегу, в микрорайоне «Кошелев-проект». Она рассчитана на 1360 обучающихся. В этом году мы рассчитываем ее построить и ввести в эксплуатацию.

В Калуге планируется построить как минимум пять школ: две из них — на Правобережье, в микрорайонах Тайфун, Кубяка — Северный  и во Мстихине. 

Если позволят средства, планируем пристроить здания к школам в центре города №22, 36 и 29. Думаем над тем, чтобы дать дополнительные места 9-му лицею.

Кроме того, в этом году введем в эксплуатацию школу в Товаркове и долгострой в районе Ромодановских Двориков.

Конечно, школа — это очень дорогостоящее мероприятие. Проект в «Кошелеве» оценивается почти в миллиард рублей. В этом году мы рассчитываем начать строительство и второй школы, но все будет зависеть от объема отпущенных региону средств.

— Застройщики наших новых микрорайонов принимают участие в этом проекте?

— На Правобережье сейчас школу строит компания-застройщик, она же возвела детский сад. Я знаю, что подобный проект разрабатывает «Монолит» в микрорайоне Тайфун.

Мы договорились с компанией о том, что она строит школу, а затем за федеральные и региональные средства мы выкупаем готовое здание, введенное в эксплуатацию. Такой же механизм будет применяться и при строительстве других школьных зданий.

— От проблем большой стройки давайте вновь вернемся к чисто образовательным. Родителей очень взволновало недавнее предложение регионального министерства, где речь идет об отказе от такой испытанной формы самостоятельной работы, как домашнее задание. Не приведет ли это к ухудшению качества подготовки наших школьников?

— Мы не отменяем домашние задания! Но необходимо упорядочить этот процесс. Сейчас объемы домашних заданий — это реальная проблема, которую нужно решать. 

Не нужно переносить на внеурочное время не изученный на уроке материал. Основное содержание урока должно быть усвоено на самом уроке.

Для чего мы ребенку даем домашнее задание? Не для того, чтобы его занять. Некоторые родители всполошились по поводу того, что раз домашних заданий не будет, то дети ринутся на улицу или к гаджетам. Учитель должен четко понимать, для чего он задает работу на дом. Либо он хочет предоставить детям возможность отработать какой-то навык, закрепить что-то, либо узнать что-то новое. 

Еще одна сторона домашнего задания определяется вопросом: каков его характер? Многие носят репродуктивный характер. Как-то мне возразили в том смысле, что  без этого не заставишь детей зубрить слова по английскому языку. Не надо заставлять зубрить! Выучить стихотворение — да, полезно и нужно, но изучение иностранного языка должно строиться на иных методиках. 

В игре или в группе в классе усвоение происходит проще и быстрее. Я бы порекомендовал не давать школьникам просто выучить слова — попробуйте составить короткий рассказ с использованием тех слов, которые содержатся в упражнении. Написать маленькое сочинение, поздравление кому-то. Задание должно носить творческий и практический характер.

Еще один момент — не нужно профанировать задание на дом. Оно не должно быть настолько сложным, что потребует помощи взрослых. Зачем нам выполненная руками родителей домашняя работа? Дайте ребенку посильное задание, чтобы он его сам выполнил.

— А еще не списывал у соседа или из сборника…

— Знаете, что более всего спрашивают у продавцов в книжных магазинах? В числе самых покупаемых — «Готовые домашние задания».

Мы должны сделать домашние задания реальным фактором образования и развития ребенка, а не профанацией. На это прежде всего нацелена наша акция.

И, наконец, последний момент — я хотел, чтобы каждый учитель понимал ответственность за обучение, а не перекладывал его на плечи родителей. Образование не должно быть конвейером: не успел усвоить ту или иную тему — это твои проблемы, мы идем дальше. Давайте сначала добьемся, чтобы ребенок усвоил навык, а затем пойдем вперед. 

— А хватит ли для этого урочного времени? Объем материала и его сложность сейчас порой таковы, что вынуждают учителя часть темы оставлять на самостоятельное изучение…

— Возможно, мы становимся заложниками информационной революции. Объем учебного материала нарастает, но количество учебных часов растянуть невозможно. Здесь должен включиться талант педагога. Все усвоить невозможно — и не нужно. Главное — научить человека учиться и получать информацию.

— 2016 год прогнозируется как очень сложный в финансовом плане. Как это отразится на заработках педагогов? К чему им готовиться?

— В прошлом году было много волнений по этому поводу. В этом придется экономить, но указы президента и наши обязательства никто не отменяет. Зарплата педагогов — это защищенная статья бюджета. Конечно, придется посмотреть на стимулирующий фонд и на то, как распределяются премии. 

— Как министерство собирается решать проблему очереди в детские сады? 

— Мы выполнили норму указа президента об обязательном обеспечении местами в дошкольных учреждениях детей в возрасте от трех до семи лет. Всеми формами дошкольного образования охвачено 94 процента детей.

У нас есть очередь в сад из детей до трех лет. Планировали ее ликвидировать еще в прошлом году, но не получилось. К счастью, родилось больше детей, чем предполагалось.

Мы продолжаем строить дошкольные учреждения. Сейчас идет строительство на Правом берегу и в Кондрове. Но придется строить сады за счет региональных средств. Федеральные средства поддержки в этом году будут направлены на школы.