От ДТП до страховой: паниковать не стоит

Что делать, если вы попали в ДТП? Все отстаивают огромные очереди в страховые компании, платят лишние деньги за ненужные услуги, лишь бы сделать бумажку, чтобы не оштрафовали на посту ГИБДД.

В момент получения страхового полиса все надеются на лучшее и относятся к документу формально. Поэтому если ДТП случается, человек не знает, что делать дальше? Куда идти, чего требовать? Нашему обозревателю довелось испытать ДТП на себе.

Авария случилась в последнюю неделю перед Новым годом. На Силикатном с обочины выехал «опель» «Мокка» и, пытаясь влезть в несуществующую правую полосу (на дороге только одна полоса для движения в одну сторону), царапнул задним крылом в мое переднее. Послышался явственный резкий шелест, после чего машина стала удаляться. Я посигналила, «опель» остановился.

Из паркетника вышел пожилой мужчина.

— У меня повреждений нет, разъезжаемся.

Я удивилась: во-первых, слышала скрежет по своей краске, во-вторых, ссадина на крыле виднелась даже при тусклом освещении. 

— Несите воду, тряпку… Будем смотреть.

Человек нервничал, но притащил канистру незамерзайки и тряпку. Стерли грязь с крыла. Есть царапина. Мужчина присмотрелся к машине, увидел слегка сбитую краску на бампере — старые раны моего авто. Что-то сообразил.

— Да это вообще не моя царапина. У меня повреждений нет, вы ничего не докажете.

— Вызывайте, — говорю, — ГИБДД. Пусть они доказывают. 

ГИБДД он не вызвал, позвонил каким-то друзьям. Увидев подъехавшую машину, я села к себе и закрылась. Набрала 112. Было страшновато. Мужик все ходил вокруг моего бампера с деловым выражением лица и говорил с кем-то по телефону. Я вышла, сфотографировала аварию и выложила в «Фейсбук».

Первое правило: не паниковать! Сделайте сами все необходимое: телефон службы, которая обязана принять ваш вызов, — 112. Разговаривайте со вторым водителем вежливо. Не нервничайте, все уже случилось. Если почувствуете угрозу, подстрахуйтесь, рассказав о происшествии как можно большему количеству людей. Не вступайте в конфликт, уходите.

Ждала дорожных полицейских в машине и, когда они подъехали, не сразу их увидела. Пока накидывала шарф и застегивалась, дедуля успел рассказать свою версию аварии. Я не слышала, что он говорил, потом поняла, что рассмотрел на дороге две полосы, сказал, что я ехала по левой и в момент ДТП внезапно отклонилась на правую, чиркнув крылом его машину. Я рассказала инспектору про то, что он вынырнул с обочины и просто не проскочил. Спросила, где они тут вообще увидели две полосы, но по выражению лица полицейского поняла, что неубедительна. Но у меня-то был регистратор.

Правило второе: не разводите истерик в споре со вторым водителем, используйте современные средства фиксации таких нарушений.

Когда я достала регистратор, у моего визави сильно поменялось лицо. Полицейские ушли в машину смотреть запись, ко мне приехала подруга, увидев аварию в «Фейсбуке», перестало быть страшно.

Разумеется, полицейские признали виновником водителя «опеля». Оформили документы и разъехались. Дальше шел этап забора денег у страховой.

Страховые у нас с дедушкой оказались разными. Сначала мне подсказали, что идти надо в его страховую. Я догадалась первым делом позвонить. У меня спросили, были ли в аварии пострадавшие? Я объяснила, что за ДТП. Мне ответили, что я вполне могу обратиться в свою страховую, там все сделают.

Третье правило: не спешите куда-то идти, везти машину и пытаться что-то требовать. Сначала узнайте по телефону, что необходимо конкретно в вашем случае. Обязательно узнайте часы приема и можно ли записаться на конкретное время. Выясните, сколько времени займет процедура, чтобы не тратить день там, где можно обойтись часом.

В моей страховой в отделе оценки ущерба было совсем мало людей. Мне дали список необходимых документов и вежливо и доходчиво объяснили, что сначала надо зарегистрироваться и как это сделать (по телефону или на сайте). Назначили время оценки ущерба — удобное мне. Вся процедура заняла меньше пяти минут.

Я зарегистрировалась по телефону, у меня попросили разрешения присылать эсэмэски. Первым делом хотела отказаться, чтобы не было лишнего спама в телефоне, но в последний момент подумала, что это удобно. После чего номер моего дела мне прислали по смс. В день оценки я забыла бумажку, на которой записала номер дела на работе, и когда оценщик уже недовольно насупился, ловким движением руки достала телефон и нашла то самое сообщение.

Четвертое правило: используйте электронные возможности своей страховой. Все, что можно сделать, не выходя с рабочего места, делайте. Все, что можно хранить в телефоне, храните.

В день оценки подождать пришлось только вызова страховщика после самой оценки. Она занимает минут семь, заполнение бумажек — еще десять. Ожидание может съесть минут сорок. Здесь по-прежнему очереди, а сотрудницы, может, и рады ради вас все бросить, но к ним все идут и идут без очереди «только спросить». 

На финальной стадии работы со страховой мне предложили деньги или выполнить работы за счет страховщика. Я понимала, что если возьму деньги, они потратятся не на незаметную царапинку, а на какую-нибудь ерунду. Надо было заняться именно машиной — доделать это дело. И я согласилась на второе. Мне дали на выбор три СТО, по секрету посоветовали, где получше мастера. Из СТО пришло сообщение, кроме того, в страховой дали телефон руководителя, которому можно было в случае чего звонить. 

На самом деле все сделано довольно удобно, не бюрократично и не страшно. Поэтому поменьше откладывайте. Ну и не нарушайте ПДД, а то у вашего разговора со страховой будет совсем другой характер.