Анатолий Сотников: кто живёт в «инкубаторе»?

Слова «кластер», «инновация», «бизнес-инкубатор» появились в нашем лексиконе сравнительно недавно.

Вместе с ними — и масса непонятных аббревиатур, скажем, АИРКО, что в расшифровке обозначает Агентство инновационного развития Калужской области. Недавно эта структура отметила свое пятилетие.

У его истоков стоял замечательный ученый из Обнинска Анатолий Сотников. Кандидат технических наук, ректор, созданного у нас по его инициативе, первого негосударственного Франко-Российского института делового администрирования — ФРИДАС. Побывав в Швеции, его заинтересовала структура кластерной организации в экономике. А что если и у нас такое попробовать?

Сотников — блестящий организатор. Он собирает команду начинающих, масштабно мыслящих, бизнесменов, и предлагает им съездить в скандинавскую страну за инновационным опытом. Там давно существовали бизнес-инкубаторы, и чиновники шли плечом к плечу с научной мыслью. У нас такого не было, у нас каждый был за себя.

Так стали появляться в области кластеры. Первым стал автомобильный, затем первые шаги начал делать фармацевтический, авиационно-космический, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но сами по себе они бы не прожили — нужен был единый координатор, которым и стало Агентство инновационного развития. 

В его задачи входила конкретная помощь инновационным предприятиям и носителям идей, а также научным коллективам в создании проектных групп и реализации результатов их деятельности. Проще говоря, новая структура помогала начинающим предпринимателям добраться до рынка. Но на все задуманное нужны были средства — поисками различных источников финансирования занялось опять же агентство. Сегодня большое содействие нам оказывает Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере («Фонд Бортникова»), Ассоциация инновационных регионов России, «Российская венчурная компания», «Союз биофармацевтических кластеров». Не остается в стороне и правительство Калужской области. С момента создания АИР на реализацию инновационных проектов было привлечено около трех миллиардов рублей.

Задачи были поставлены огромные: формирование инновационных кластеров, развитие технопарков в сфере высоких технологий, помощь в разработке и продвижении кластерных проектов, взаимодействие с институтами, развитие международного сотрудничества.

Прошло четыре инновационных форума с различной тематикой. Самое значимое в этих сборах — присутствие молодых. Студенты, даже школьники, увлечены продвижением своих, порой очень талантливых, идей. Изыскания молодых теперь не проходят впустую как раз благодаря работе АИР. Получение солидного денежного гранта открывают студенту двери в надежный бизнес. Немаловажную роль в привлечении молодых к науке играет Сколково, где талантливая молодежь области неизменно присутствует.

Про достижения наших кластеров писалось много, в том числе об успехах в области фармацевтики. Вспоминаю первое знакомство с «Парком активных молекул», где нас угощали…компотом. Это разработка обнинских ученых на основе капилара, произведенного из даурской лиственницы-защитницы от многих болезней. Но дело не только в компоте. Активные молекулы способны бороться с самыми страшными недугами. В России их уже выведено двенадцать, четыре из которых были рождены на площадке ПАМа.

При встрече генеральный директор компании Рахимджан Розиев заинтриговал вопросом: можно ли из ученого сделать предпринимателя? С таким же вопросом я обратилась и к генеральному директору АИРКО Анатолию Сотникову.

— Представьте, что некий гений открыл интересную молекулу. Теперь задача — продать ее фармацевтической компании, чтобы она превратилась в нужное лекарство. Но на пути к аптекарскому прилавку лежит долгая бумажная волокита: лицензирование, сертификация, исследования. На это порой уходят десятилетия. Здесь как раз и нужна поддержка АИР. Может быть поэтому более ста лекарственных препаратов уже дал наш фармкластер.

— Вы взяли на вооружение шведский опыт. Но ведь научный потенциал Обнинска достаточно высок. Это признано даже мировым сообществом и прозвучало на прошедшем недавно онкологическом саммите БРИКС. Как бы вы сформулировали свою главную идею?

— Чтобы получилось что-то такое, чего нет ни у кого, нужно многое перемешать, совместив несовместимое. Все равно, что скрестить ежа с ужом, что в переводе на современный язык означает сплав народа с чиновником. Я не могу себе представить наше агентство без великой с самого начала поддержки врио министра промышленности Виолетты Комиссаровой. Ну а вообще-то мы не создали ничего нового, а просто, как говорил великий Эдисон, «взглянули по-новому».

— Бизнес-инкубатор занимается выращиванием «цыплят» — начинающих предпринимателей в области инноваций. Именно они в свое время прошли стажировку в Швеции. Что ждет их в будущем году в плане финансирования?

— Финансовая программа,по заверению правительства, будет выполнена в полном объеме. Будут финансироваться и высокотехнологичные лаборатории. Задача такова: за меньшие деньги постараться достигнуть большей эффективности. Ожидается и старт нового медицинского проекта «Чистые помещения». Наш государственный университет обещает создать для студентов инновационные лаборатории, оборудованные новейшими приборами.

— В любом случае ваша идея заключается не в том, чтобы создать как можно больше инновационных предприятий, а чтобы мы стали больше производить инновационных продуктов для мирового рынка?

— Совершенно верно. Мы говорим ученым: давайте ваши идеи. А мы вам поможем их довести до ума. Самой большой нашей гордостью станет открытие в Обнинске бизнес-инкубатора, цокольный этаж которого уже возведен. Это будет огромное, более семи тысяч квадратных метров, здание. Туда будут привлекаться для обучения компании, работающие в инновационном направлении. Бесспорно, он станет лучшим в России, а возможно и в Европе.