Снег ловить на лету: как убирается областной центр

После первого в Калуге снегопада, оказавшегося тренировочным, мы с Михаилом Спиридоновым, возглавляющем МБУ «СМЭУ», которое отвечает за своевременную расчистку центра города, проехали по Калуге, чтобы своими глазами увидеть, как идет работа по уборке снега.

Самое сложное время для пешеходов, автовладельцев и компаний, отвечающих за уборку областного центра, случается, когда снегопад не кончается на протяжении нескольких часов. Например, две недели назад в ночь с воскресенья на понедельник сначала пошел ледяной дождь, а потом крупными хлопьями повалил снег, да так и не прекращался до обеда.

На одной из планерок городской голова пошутил: «Снег ловить на лету!» На лету не получилось. Ночью перед рабочей неделей была выведена вся техника и 95 человек — для уборки города. Согласно нормативам — справились, а вот калужане не переставали делать замечания. Активисты в соцсетях спрашивали друг у друга: была ли техника? Делились фотографиями грейдеров, снегоуборочных машин, тротуароуборочной техники. Но и картинок с заваленными снегом тротуарами и не обработанным реагентами асфальтом тоже хватало.

— Чтобы посыпать реагент, ждали гололеда, — объясняет Спиридонов. — Заранее его не кладут — это нецелесообразно, потому что воздушным потоком от автомобилей его просто сносит. 

И хлористый кальций, которым обрабатывают тротуары в Калуге, и песко-соляную смесь кладут на подмерзший асфальт, а еще лучше — на снег. Машины смешивают реагент и осадки, а трактор убирает получившуюся грязь сначала на обочину, а потом в машину. Снег увозят из города. Если осадки не кончаются, такую уборку проводят каждые четыре часа, и так — пока не уберут.

Однако грязные снежные валы на обочинах мы наблюдаем каждую зиму.

— Убрать все полностью практически невозможно из-за запаркованности калужских улиц, — поясняет Спиридонов. — Мы объединили усилия с ГИБДД и поставили знаки, запрещающие парковку то по четным, то по нечетным дням. Но никто этого не соблюдает, а эвакуировать такое невероятное количество нарушителей просто невозможно. В особенно критических ситуациях — в большие снегопады — мы проводим специальные акции. Предупреждаем водителей через СМИ, что усилия эвакуаторов будут направлены на неправильные парковки. Иначе мы просто не сможем убраться. 

Таких снегопадов, при которых к злостным парковщикам применялись драконовские меры, в прошлом году было всего пара штук. В это утро мы доехали до ул. Суворова: действительно, несмотря на знаки, улица плотно запаркована с двух сторон. Никакого эвакуатора поблизости нет.

Одной из самых нужных и самых важных для очистки зон является главная улица города — улица Кирова.

— Сюда мы бросаем много сил, — рассказывает Михаил Александрович. — По тротуарам проходит самое значительное число жителей и гостей города, улица оснащена платными парковками. Здесь в первую очередь все расчищается, делают удобными подходы к паркоматам. Раз город берет деньги за эту услугу, то и делает удобным ее потребление.

Еще одна важная зона, из-за которой в гололед калужские центральные улицы не раз останавливали свой поток, — развязка на Гагарина. Здесь всегда особенно тщательно убираются: много поворотов, может занести автомобиль, к тому же по развязке проезжают большегрузы. В этом году на зеленых зонах развязки установили контейнеры с песко-соляной смесью — чтобы фуры могли подниматься в горку безопасней.

Но МБУ «СМЭО» следит за порядком только на центральных улицах. Кто будет убирать микрорайоны, выяснилось только на прошлой неделе. Теперь с подрядчиков, выигравших госконтракты, будут спрашивать по полной, а значит, и результат должен быть хорошим.

Одна из главных калужских «снежных» проблем — заваленные и совершенно не расчищенные дворы. За состоянием в придомовых территориях должна следить управляющая компания. Все жалобы по сугробам у подъездов и непосыпанным дорожкам можно предъявлять ей.

Областные дороги, которые в снегопад тоже не отличались безопасностью, контролирует ФКУ Упрдор «Москва-Бобруйск». В ведении управления находится значительная часть федеральных дорог, расположенных в Калужской области. Их службы следят за следующими трассами: подъезд к Калуге от автомобильной дороги М-3 «Украина» (10,01 км); автодорога А-130 Москва — Малоярославец — Рославль, граница с Республикой Белоруссия (247,9 км); автодорога Р-132 Калуга — Тула — Михайлов — Рязань (55,09 км); автодорога Р-92 Калуга — Перемышль — Белев — Орел (36,62 км); автодорога Р-132 Калуга — Тула — Михайлов — Рязань, обход г. Калуга от автомобильной дороги М-3 «Украина» (41,71 км). Кроме того, в 2013 году принят участок соединительной дороги между а/д Москва — Малоярославец — Рославль и а/д «Украина» у Малоярославца общей протяженностью 7,55 км.

В пресс-службе Упрдора рассказали о том, как убираются дороги в области.

— Для содержания федеральных автомобильных дорог подрядными организациями Упрдора этой зимой будет задействовано 106 единиц дорожной техники, в том числе специальные снегоуборочные машины, грейдеры, бульдозеры, экскаваторы и погрузчики, колесные тракторы со снегоочистительным оборудованием, роторные снегоочистители. Вся дорожная техника оборудована датчиками системы ГЛОНАСС, информация с которых в режиме онлайн поступает в Центр оперативного управления производством. В нерабочее время дежурная техника находится в постоянной готовности и размещается в оборудованных теплых боксах (восемь баз). Для отдыха и обогрева водителей и машинистов подготовлены семь теплых помещений.

В целях борьбы с обледенением дорог заготовлено более 50 тысяч тонн песко-соляной смеси, 11,481 тысячи тонн химических реагентов (чистые хлориды — соль), 26,797 тысячи квадратных метров песка, а также подготовлены к зимней эксплуатации семь пескобаз. Заготовка противогололедных материалов на 100% соответствует годовой потребности в уже начавшийся зимний период 2015-2016 гг.

На региональных дорогах работают несколько оперативней, чем в городе: здесь используют автоматизированную систему метеорологического обеспечения, включающую в себя центры управления производством и 19 метеокомплексов, расположенных на федеральных трассах. Иными словами, подрядчик использует прогноз погоды, позволяющий проводить превентивную противогололедную обработку перед тем, как проблема возникла. Если осадки сильные, полностью решить проблему не удается, но значительно на нее повлиять получается. Используемый для предварительной обработки реагент не дает снегу прилипнуть к поверхности дороги, предотвращая наледь и накат.

Кроме того, с 1 октября в подрядных организациях и в самом управлении организовано круглосуточное дежурство — для оперативного реагирования на меняющиеся погодные условия зимнего периода.