Куда стремится автокластер

Иностранные предприятия автокластера региона не спешат покидать насиженные места, развиваются и ищут пути выхода из кризиса. В середине прошлого месяца по федеральным каналам прошла новость об остановке автозавода «Ford motors» в городе Всеволожске Ленинградской области. Сначала руководство объявило об «увеличении рождественских каникул». Предполагалось, что завод остановят в конце ноября, а возобновит он работу 15 января 2016 года. Однако спустя некоторое время была объявлена программа добровольного увольнения с выплатой пяти окладов. Под нее попадут двести сотрудников завода. «Форд» честно признался, что такое положение дел связано с экономическим кризисом, спровоцировавшим резкое падение продаж.

Новость самым неблагоприятным образом подействовала на слухи в нашем регионе, известном своим автокластером. Разговоры о значительных сокращениях и даже сворачивании инвестиционного автобизнеса в Калужской области ходят уже год — они начались сразу после «черного вторника», случившегося год назад, когда в одночасье рубль просто катастрофически упал по отношению к доллару и евро. В каком состоянии наш автокластер сейчас и есть ли у него перспективы выживания, мы спросили в министерстве промышленности и малого предпринимательства Калужской области.

Оказалось, доля предприятий автопрома в общем объеме промышленного производства области по итогам 10 месяцев 2015 года все еще велика и составляет более трети (32,9%). Численность занятых на таких производствах калужан действительно уменьшилась по сравнению с самым перспективным для отрасли 2013 годом. Тогда в автокластере работали 12 395 человек. Итоги прошлого года показывали уже 11 759 сотрудников, а этот год заканчивается на цифре 10 154.

— Уменьшение численности связано с общим падением продаж автомобилей, — объясняют в министерстве. — Практически все сотрудники предприятий были высвобождены по соглашению сторон с выплатой выходного пособия либо в связи с истечением срока трудового договора.

Несмотря на спад в автомобильной отрасли, наши производители стремятся увеличить эффективность предприятий. Например, «Фольксваген» модернизирует сборочные линии, открывает тренинговые центры по дополнительному обучению персонала, расширяет производственные мощности по штамповке кузовных деталей, открыл завод двигателей. 

На ПСМА сейчас работают около 1800 человек. Интернациональный опыт команды завода позволяет предприятию успешно развивать производство. Совместно с вузами завод готовит кадры в рамках образовательной программы «Твоя профессия в действии», которая дает возможность студентам и выпускникам проходить стажировки на заводе. Кроме того, будущие кадры предприятия проходят подготовку в учебном центре подготовки и переподготовки специалистов автомобильной промышленности, организованном в Калуге администрацией области.

Основным направлением развития «Вольво» является увеличение доли локализации. Она коснется мехобработки деталей картерной группы КПП; топливных баков; дисков колес; карданных валов; седельно-сцепных устройств; радиаторов. 

На автокластере не могла не отразиться и программа импортозамещения. Сейчас местных поставщиков калужских автопроизводителей уже 28, многие из которых работают в тесном взаимодействии с калужскими традиционными предприятиями. Каждый год несколько новых производств присоединяются к уже существующим в автомобильном кластере. 

Сегодня некоторые модели, которые собираются на наших автозаводах, более чем на 40% состоят из деталей, произведенных в России. В 2014 году было открыто шесть новых предприятий, среди них — два завода группы «Continental»; завод по производству дорожной техники «Меркатор Калуга»; завод по производству кабин для Volvo и Renault; компания «АИС Аутомотив Интериор Системс» открыла производство автокомпонентов из пластика на арендованной территории. Производственно-складской комплекс ООО «МАЛЕ РУС» построен в индустриальном парке «Ворсино». А в этом году прошел запуск предприятия ООО «СМК» по производству топливных баков для грузовых автомобилей — проект итальянской компании «Челлино С.р.л.», реализованный на площадях завода «Калужский двигатель». Также состоялось открытие завода двигателей компании «Фольксваген». 

Иными словами, наш автокластер развивается, происходит дальнейшая локализация продукции и интеграция региональных предприятий в международную цепочку производителей. Те меры, которые уже приняты и продолжают приниматься для поддержания стабильности кластера, приносят свои плоды. Несмотря на колебания рынка, из области не ушёл и не собирается уходить ни один автопроизводитель. Они скорректировали свои производственные программы и уверены, что рынок скоро восстановится. 

Сегодня для размещения предприятий наших партнёров в Калужской области существуют 10 индустриальных парков. Они оснащены всей необходимой инфраструктурой, имеют доступ к автомобильной и железной дорогам, к таможенным постам. Это хорошая база, но видится необходимость развития дополнительных условий. На смену приходят новые форматы. Например, ОЭЗ (особая экономическая зона). 

По оценке министерства, новый формат позволит не сбавлять темпы развития и даже привлекать новых инвесторов в регион.

— Особая экономическая зона, в которой предлагается разместиться инвесторам, является самой близкой к Москве. Благодаря расположению она так же, как и регион, имеет выход на огромный рынок сбыта товаров и возможности быстрого привлечения профессиональных кадров. 

У особой экономической зоны есть ряд приятных условий для бизнеса. Здесь стоимость аренды участка существенно ниже, чем у обычной территории или в индустриальном парке. Ко всем коммуникациям подключение происходит бесплатно. Действуют особые условия по льготам и таможенным пошлинам: налоги практически отсутствуют в первые несколько лет, как и пошлины на ввоз сырья и комплектующих. 

Работа в особой экономической зоне регулируется, прежде всего, специальным федеральным законодательством и находится на особом контроле в Министерстве экономического развития России. Резиденты ОЭЗ с правовой точки зрения абсолютно защищены. Здесь действует режим свободной таможенной зоны, который позволяет инвесторам избежать переплаты, связанной с импортированием оборудования, ресурсов и материалов или экспортом готовых изделий. 

Однако несмотря на проведенную огромную работу по организации такой зоны на территории области, министерство объясняет, что не питает иллюзий по поводу того, что привлекательные условия смогут немедленно заинтересовать огромное количество инвесторов. 

— Мы осознаем, что сейчас не самое лучшее время для прихода новых инвесторов, тем более иностранных, какими бы привлекательными ни были условия. Совместно с Фондом развития промышленности и министерством промышленности и малого предпринимательства мы помогаем развиваться уже существующим предприятиям, поддерживаем перспективные проекты и готовим кластер к новым форматам работы.