Фламенко-детектив от Гарсии Лорки

Публика Концертного зала областной филармонии 8 декабря отбила ладони, вторя ритмам фламенко.

Прославленный спектакль «Дочери Альбы» в постановке Хавьера Латорре представил московский Дом фламенко Flamenqueria. 

Спектакль, собравший аншлаговый зал, стал презентацией XIX Международного фестиваля «Мир гитары». Его создатель, Олег Акимов, загодя рассматривает варианты импортозамещения. «Откуда у парня испанская грусть?» — вопрошал Михаил Светлов в стихотворении «Гренада». Связи Испании и России такие давние, столь спаяны кровью, что никакие санкции не помеха культурному обмену.

Дом фламенко — трехэтажное здание в центре Москвы, открытое в 2011 году при участии советника по культуре Королевства Испании Хавьера Ларраче. В этом культурном центре тысячи россиян учат испанский язык, осваивают древний танец, игру на гитаре и кастаньетах. Концертная группа Дома фламенко была создана под руководством хореографов Марты и Сусанны Ларриба Адель и является непременным участником самых ярких шоу Москвы — Недели моды, открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», кинофестивалей. В этот раз калужский концерт стал частью шествия по стране фестиваля «Viva Espania», мероприятия которого прошли в Москве и Санкт-Петербурге. 

В первой части концерта были исполнены сольные и групповые номера в различных стилях фламенко. Темперамент, ритм, яркие костюмы зажгли зал южным огнем — не напрасно «фламенко» переводится как «пламя». Танец андалузских цыган — лучший урок толерантности, ведь он — сплав цыганских, католических, мавританских культур, сложившийся в результате нескольких волн переселений народов. Сейчас в Европе поднялась очередная волна — самое время вспомнить уроки истории. 

Второе отделение представило спектакль по произведению Федерико Гарсия Лорки «Дочери Альбы». Калужские театралы могли сравнить его с постановкой Большого драматического театра Санкт-Петербурга, показанной прославленным коллективом в рамках масштабных гастролей. 

Хавьер Латорре создал свой дебютный спектакль еще в конце 80-х годов XX века, он стал классикой жанра, покорил всю Европу. 

Балетмейстер родился в Валенсии и осваивать фламенко начал с четырехлетнего возраста. Восемнадцатилетнего танцора заметил легендарный мастер фламенко Антонио Гадес и пригласил в возглавляемый им Национальный балет Испании в качестве ведущего танцора. Сегодня мастер преподает в своей школе танца в Кордове. Один из его учеников, Кристиан Лосано, сыграл центральную роль в представленной драме. 

Кровавый сюжет был разыгран под музыку Луиса Медины. История четырех сестер, их властной бабушки и бездушного искусителя захватила зал. 

«Дом Бернарды Альбы» — фаворит мировой сцены, и в Калужской драме он тоже поставлен. Причин много, и демографическая — не последняя. 

Звездный состав артистов с реалистической силой станцевал историю, которая нам кажется фантастическим вымыслом. Однако гениальный поэт написал пьесу на основе реальных событий. Дом женщины, послужившей прототипом доньи Бернарды, стоял по соседству с домом родителей Гарсии Лорки в селении Аскероса. Маленький Лорка стал свидетелем разыгравшейся в почтенном семействе трагедии. После смерти мужа его хозяйка объявила восьмилетний траур и вместе с пятью дочерьми укрылась, заточила себя в доме. Появляется мужчина, охотник за приданым старшей из дочерей, но он воспылал страстью к младшей. В финале — убийство, самоубийство, кровь, испанские страсти. И всё это — было! Вихрь юбок,агрессивный стук кастаньет и горько современная коллизия «восемь девок-один я» смели эмоциональный барьер между залом и сценой.

Классик испанской культуры Антонио Каналес, сказал: «Каждый, кто имеет чистое сердце, понимает фламенко». И обладатели таких сердец аплодировали танцорам стоя. Здравствуй, XIX «Мир гитары»!